Любовь и верность

Семья Чередниковых: Василий, Анисья, сыновья Алексей и Иван

Мой дед Василий Чередников, по национальности – украинец, родился в 1888 году в деревне Пыховка Новохопёрского района Воронежской губернии в крестьянской семье. В 1908 году он женился на Анисье Широконовой из казачьего рода. Анисья с похвальной грамотой окончила четыре класса церковно-приходской школы. Перед замужеством служила горничной у помещиков, которых очень уважала. Хозяева Анисьи были на редкость интеллигентными и порядочными людьми. С таким же уважением она относилась к своему мужу Василию. Через год в семье Чередниковых родился сын Алексей.

А в 1910 году Василия взяли в солдаты. Он служил в Петербурге в царской лейб-гвардии: в 3-м стрелковом полку Его Величества, роте Его Величества. Охранял Зимний Дворец. В начале первой мировой войны Василий Чередников ушёл на фронт. Их воинская часть попала в плен по воле командира, который был немецкой крови. Будь другой приказ – двухметровые гвардейцы, так хорошо подготовленные к военной службе, одержали победу. Ведь они давали присягу царю и Отечеству. Мой дед оказался в Германии, в лагере за колючей проволокой, болел тифом. Лишь через два года зажиточные немецкие крестьяне взяли Василия батраком на хутор. Он прославился там своим трудолюбием и хорошим характером. Хозяева хутора хотели женить Василия на своей дочери, давали участок земли, но он был верен своей семье.

Василий Чередников

А в это время в России произошла революция, началась Гражданская война. Бабушка Анисья осталась одна с двумя сыновьями. Их родная деревня двадцать раз переходила от красным к  белым. А в хате Анисьи всегда поселялись командиры. На свой страх и риск ей удалось  выходить обмороженного красного комиссара, к которому она проявила простое человеческое участие. В благодарность за своё спасение он оставил документ, по которому в дальнейшем их семью не раскулачили.

Всё это время Анисья думала о своём муже. Через международный Красный крест посылала ему письма, посылки. 78 посылок! Когда самим-то есть было нечего и постоянно грозила опасность. Простой деревенской женщине удалось добиться возвращения своего мужа из Германии. В 1920-м году через организацию Красный крест произошёл обмен пленными. Василий Чередников после шести лет германского плена возвратился в Пыховку. Вот пример любви и верности. Во всех невзгодах мои дедушка и бабушка помогали друг другу. Вместе поднимали хозяйство. Хоть семью и не раскулачили, но отобрали в колхоз лошадь, корову и жеребёнка. В 1930-м году в семье произошло ещё одно несчастье.

Всё село отмечало православный праздник. Выносили на улицу столы, вскладчину их накрывали, садились праздновать. И в этот день произошёл пожар. Василий с братом и два соседа организовали его тушение: сельчане по цепочке передавали вёдра с водой из реки и колодцев. А пожарники приехали хмельные, с пустыми бочками. Организаторы тушения пожара очень строго с ними обошлись. Один из пожарников написал на них донос о том, что будто бы ругали советскую власть. Всех четверых осудили по 58-й политической статье  на 10 лет – групповой заговор против власти.

Справа:Анисья с дочкой Машей (умерла в младенчестве). Слева: её подруга.

Василий Чередников попал на Урал – в Надеждинск (ныне город  Серов). Хоть он был самоучкой, но хорошо пел и играл на балалайке, подбирая на слух любую мелодию. Стал участвовать в агитбригаде и хорошо трудился. За это ему уменьшили срок. Анисья ждала Василия четыре года, а потом все вместе переехали в Надеждинск. В семье Чередниковых было уже четверо детей. Василий и Анисья пережили войну, на которой погиб младший сын Николай – военный лётчик, а старший Алексей вернулся без руки. Средний сын Иван дважды горел в танке, чудом остался жив, с нашими войсками дошёл до Берлина. Любимая дочь Нина – моя мама – подорвала своё здоровье, работая на лесоповале и военном заводе. Но горе только объединяло семью. Они любили друг друга и помогали во всём. В 1948 году моего деда Василия снова посадили в лагерь за небольшую провинность, на которую его вдохновил начальник, да  сам же и доложил властям. В своих письмах из заключения мой дед никого не винил в своих несчастьях, только тосковал о семье и горевал, что будет похоронен не по-людски. Так и случилось. Переживая друг за друга, Василий и Анисья ушли из жизни почти в одно время. Мы не знаем могилы деда Василия, но храним память о нём и о бабушке Анисье. И молимся о спасении их душ. Это были люди, которые через всю свою жизнь пронесли любовь и верность.

 

Ирина Журавлёва, прихожанка храма Максима Исповедника


  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.