Комментарий: У Святых Отцов мы находим "разум Церкви" - живое понимание Божия Откровения. Они суть наше соединяющее звено между древними текстами, содержащими Божие Откровение, и сегодняшней действительностью. Без такого звена - каждый человек сам по себе, и, как результат, - бесчисленное множество интерпретаций и сект. иеромонах Серафим (Роуз)
Продолжатели дела святых апостолов — Учители Церкви, наученные Духом Святым, — наставляют людей в спасительных христианских истинах. Православная Церковь с благоговением хранит их имена и почитает их память, именуя "святыми отцами и Учителями Церкви". По слову Климента Александрийского, "слова суть порождения души. Поэтому мы называем тех, кто наставляет нас, отцами". Это наименование получили те, кто, по мнению Церкви, не уклонился в своём учении от Божественной истины. Кто всю свою жизнь стремился оградить Божественную правду от заблуждений и ересей. Кто смог ограниченным человеческим языком передать невыразимую Божественную истину и утвердить её в хранимых Церковью догматах.
Комментарий: Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец! священномученик Киприан Карфагенский (†258)
Держись за Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15) – и спасешься; вне ее погибнешь, потому что вне ее – лесть диавольская. Спасение наше в Церкви, как в Ковчеге Ноя, и – нигде больше. святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908)
Комментарий: Слава благодати поста! Ему я обязан тем, что молюсь с сердечной преданностью и благоуспешностью и сладостью; ему обязан богатством святых и возвышенных мыслей; ему обязан удобному соединению сердца с Владыкою посредством живой веры. святой праведный Иоанн Кронштадтский
Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными душевными и телесными подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру. протоиерей Валентин Амфитеатров
Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Хотите ли поститься постом истинным? Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу. И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного. архимандрит Кирилл (Павлов)
Преподобный Серафим Саровский прямо говорил: "тот, кто не соблюдает постов – не христианин, кем бы он сам себя ни называл..." Пост, безусловно, необходим для человека – с внешней стороны он является подвигом безусловного, сыновнего послушания Церкви, уставы которой должны быть для него святынею, а не чем-то пренебрегаемым и попираемым. А с внутренней стороны, пост есть подвиг воздержания и самоограничения. И в этом – его великая ценность и смысл, т. к. строгое соблюдение постов закаляет в человеке волю и вырабатывает характер, стойкий в своих религиозных убеждениях и действиях. Не забудем того, что Сам Христос постился и предсказывал о том, что Его апостолы также будут поститься. А о борьбе со злой, диавольской силой Он же говорил: "сей род не исходит, токмо молитвою и постом." митрополит Филарет (Вознесенский)
Комментарий: Догматы, вообще вся церковная дисциплина, - это только некая структура, вектор, указывающий направление практической, духовной жизни человека. Только организуя верную духовную жизнь, человек станет способным хотя бы прикоснуться к Тайнам Божиим. проф. А.И. Осипов
5.
Грех, по определению VI Вселенского Собора, - это:
Комментарий: Библия, Бытие, глава 3: 11 И сказал [Бог]: ...не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Комментарий: Христос есть Глава Церкви не только как Основатель ее, но в том, что Он есть Источник новой святой жизни, получаемой от Него, как нового Адама, - вместо прежней греховной, ведущей в смерть жизни, получаемой преемственно от падшего прародителя - ветхого Адама... Сам Христос учил об этом. Он указывал, что жизнь каждого члена Церкви, а следовательно, и всей Церкви, зависит единственно от Него. "Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15,5)... Отношение Иисуса Христа к Церкви как Главы к Своему Телу апостол Павел определяет как главу Церкви, "которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1,22-23). Здесь та мысль, что тело - духовный организм, во всем составе которого действуют божественные силы Христовы. В конце Своего земного пребывания Он говорил апостолам: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин. 14,18). Перед Вознесением на небо Он сказал: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28,20). Изображая последний Суд, Он, предоставляя Своих (последователей Церкви) так соединенными с Собою, что всякое благодеяние, оказанное верующим в Него, Он относит к Себе (Мф. 25, 36-45). Сарычев В.Д.
Комментарий: Евангелие от Луки, глава 23: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону… Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Покаяние благоразумного разбойника сопровождалось глубокой верой в искупительную силу Христовых страданий, смиренной надеждой на милосердие, Божией любовью к Невинному Страдальцу. По словам свящ. В.В.Щукина, разбойник сделал три решительных шага ко спасению: первый – шаг безропотного терпения в тяжких обстоятельствах, второй – покорного сознания своей виновности перед Правосудным Богом и третий шаг смиренной мольбы о помиловании и спасении. В одно мгновение Господь может и нас простить, может и нам даровать жизнь вечную, если и мы сделаем эти три решительных шага и если последуем по стопам благоразумного разбойника в вере, надежде и любви к Богу и людям. схиигумен Сава
Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».
11.
Что значит быть членом Церкви?
1
посещать богослужения праздников Крещения Господня и Пасхи Христовой
2
знать богослужебный Устав
3
участвовать в Таинстве Евхаристии (Причащения)
4
соблюдать определённые нормы поведения и правила благочестия
Комментарий: Сегодня многие, похоже, забыли об этой основополагающей истине, определяющей и выявляющей Церковь: Церковь есть собрание вокруг Евхаристической трапезы. Не учреждение, не религиозный институт, не иерархическая административная структура, не здания и служебные конторы, но народ Божий, собравшийся ради преломления хлеба и благословения чаши, - вот что такое Церковь. Яннарас Христос
Комментарий: Евангелие от Марка (12:30) "...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь".
13.
В Иисусе Христе Божественная и человеческая природы были соединены неслитно и:
Комментарий: В единой Ипостаси Сына Божьего Божественная и человеческая природы соединены нераздельно, неизменно, неслитно и неразлучно. Апостол Павел говорит нам, что явление Бога во плоти есть "велия благочестия Тайна". Сам по себе этот образ соединения недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту Тайну мы можем только в отрицательных терминах, т. е апофатически.
Комментарий: Нет никакой другой страсти, которая бы так все добродетели истребляла, лишала человека всякой праведности и святости и обнажала, как гордость, как главная какая и всегубительная болезнь. преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия. Начало гордости - конец тщеславия; средина - уничтожение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав. преподобный Иоанн Лествичник
В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию - созерцание самого себя. священник Александр Ельчанинов
Комментарий: Вы можете отличить в Вашем душевном опыте: вот это - "присутствие Бога", а вот это – проявление обычных человеческих качеств: ощущение красоты, гармонии, совестное чувство, человеческая приязнь?.. Не можете? Значит, Вы не заметили того момента, когда Бог, Творец Вселенной, вошел в Вашу жизнь и в Вашу душу? Разве можно такое не заметить? Так, может, Он и не входил? протодиакон Андрей Кураев
17.
Святые, канонизированные Церковью - это:
1
те, кто попал в рай
2
кого признала церковная иерархия
3
некоторая часть угодников Божиих, чья святость несомненна и открыта нам
Комментарий: Священное Писание многократно учит о Боге: «Бог есть Дух (Ин. 4:24); «Господь есть Дух (2 Кор. 3:17)». «Нетленный Твой Дух во всем пребывает» (Прем. 12:1); «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово (Прем. 1: 7)», — наставляет Соломон. Дух Божий восхваляет Давид: «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс. 138)». Что же означает само слово «Дух»? Почему Бог раскрывает Себя как всецело Духовное Существо? Объясняя причину, по которой Сам Бог наименовал Себя Духом, святые отцы указывают, что имя «Дух» призвано разграничить нетварное и тварное естество, провести непроходимую границу межу природой Бога и природой созданного Им мира. Если природа Бога всецело бестелесна, невещественна, несложна, проста, то сотворенный Им мир, напротив, телесен, вещественен и сложен. Если природа мира подчинена свойствам пространства и неизменно связанного с ним вещества, то природа Бога всецело свободна от уз пространства и вещественности. С.В. Посадский. Учение о Святой Троице
Комментарий: Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних - не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, - то напрасна и жертва твоя Богу ".
Комментарий: Есть два понимания Церкви. Понимание Церкви как духовного организма, в который человек может входить только праведной жизнью. И другое - Церковь как внешняя организация, в которую он может вступить, приняв крещение. Не нужно путать эти понятия. священник Константин (Пархоменко)
21.
Как христианин должен относиться к материальным ценностям?
Комментарий: Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит в жертву себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию. Существо христианского духа есть свобода от всякого пристрастия к тленному богатству, и во Христе освобожденным, свободным духовно как от скупости эгоистической, так и от зависти эгоистической, может быть всякий человек, независимо от своего социального положения. архиепископ Иоанн (Шаховской)
22.
Крещение – это:
1
защита от болезней и неудач
2
исправление судьбы
3
древний обряд
4
духовное рождение, которое может и не быть реализовано человеком
Комментарий: Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. Если кто не родится водою и Духом, не может войти во Царствие Божие (Ин.3,5).
Святое Крещение — это как дверь, через которую крестящиеся входят в Церковь Божию. Вера во Христа, Сына Божиего, — как ключ, которым открывает эта спасительная дверь. святитель Тихон Задонский
Крещением дается человеку таинственно благодать Божия и живет в нём сокровенно; по мере же исполнения заповедей, открывается в верующем. Крещение также есть омытие и истребление первородного греха. Крещение есть семя вечной жизни, которое может обильно взрасти, может лежать невостребованным, а может даже и погибнуть. Это уже зависит от самого человека. Патриарх Сергий в своей работе "Православное учение о спасении" пишет: "Дальнейшая жизнь человека состоит в развитии того семени вечной жизни, которое положено в крещении. Человек постепенно очищается от греха, постепенно совершенствуется и укрепляется в добре и восходит до возраста мужа совершенна".
23.
Как, согласно Новому Завету, должен относиться муж к своей жене?
Комментарий: Послание к Ефесянам святого апостола Павла, глава 5: 28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь...
Падением изменились и душа, и тело человека... Падение было для них вместе и смертью... смерть есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них Истинной Жизни, Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его. святитель Игнатий (Брянчанинов)
По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть: что здесь посеешь, то там и пожнешь. Здесь – делание, там – воздаяние, здесь – подвиг, там – венцы. преподобные Варсонофий Великий и Иоанн
Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние. преподобный Ефрем Сирин
Комментарий: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор.6:19-20).
Позаботься о твоем теле как о храме Божием. Позаботься о нем! Оно должно воскреснуть, а ты должен дать отчет Богу, что сделал ты со своим телом. Как ты заботишься об исцелении тела, когда оно заболеет, так позаботься о том, чтобы приготовить его к Воскресению очищением от всех страстей. преподобный авва Исаия
Тело твое, христианин, есть храм Святого Духа, желающего обитать в тебе. Поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нем. преподобный Ефрем Сирин
Святые Отцы на основании Библии учат, что душа и тело не являются чуждыми элементами, соединенными в индивидууме лишь на какое-то время, но даны одновременно и навсегда в самом акте творения: душа "обручена" телу и неразлучна с ним. Только совокупность души и тела является полноценной личностью-ипостасью: ни душа, ни тело сами по себе таковой не являются: "Ибо что есть человек, если не состоящее из души и тела разумное живое существо? - говорит святой Иустин Философ. - Итак, душа сама по себе является ли человеком? Нет... А тело разве можно назвать человеком? Нет... Только существо, состоящее из соединения обоих, называется человеком". Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: "плоть желает противного духу, а дух - противного плоти"; Гал. 5:17), речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об "умерщвлении плоти", имеется в виду умерщвление греховных склонностей и "плотских похотей", а не презрение к телу как таковому. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу. игумен Иларион (Алфеев)
26.
Как выглядит Бог?
1
как старец
2
как мужчина
3
Бог не имеет образа и является внепространственным духом
Комментарий: Бог открыл нам о Себе, что Он - бестелесный и невидимый Дух (Иоан. 4, 24). Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем. Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе. Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом - в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы. Бог сказал Моисею: "человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33, 20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (Иоан. 1, 5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим. 6, 16). Закон Божий
Комментарий: Вера, как и любовь, не дается сразу и легко; ее нужно искать, ее нужно добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем нашим внутренним существом и делается для нас жизненным нервом, целию нашего бытия. священномученик Арсений (Жадановский)
Если вы, господин директор, хотите найти Бога философией, зря будете трудиться и никогда не найдете. Вот мой совет, как найти Бога: начинайте свою жизнь вести по Евангелию. Господь сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Постепенно очищается сердце, и будет Царство Божие внутри вас (Лк. 17, 21). схиигумен Иоанн (Алексеев)
Комментарий: В Библии 10 ветхозаветных заповедей и 9 заповедей блаженств, причем, все заповеди ради краткости могут быть сведены к двум: возлюби Бога и ближнего. Но точно исчислить количество заповедей невозможно, они не в букве или числе, а в духе. Вся Библия содержит в себе заповеди практически на каждой странице, где речь идет о взаимоотношении Бога и человека. Поскольку это отношения Живые, ибо Сам Бог есть Бог Живой, то и заповеди непрестанно разъясняются Богом в Библии. Поэтому какое-то количество заповедей можно выделить ради краткости, но важно обязательно добавить, что они всестороннее разъясняются и раскрываются в тексте Священного Писания.
Комментарий: Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа. И не только вера, но и возможность соединиться с Ней теснейшим внутренним союзом, вступить в непосредственное живое общение... иерей Олег Давыденков
Комментарий: Клайв Льюис: Кто-нибудь, возможно, спросит меня: "Не хотите ли вы в наше просвещенное время вновь представить нам старого приятеля, дьявола, с рогами, копытами и всем прочим?" Я не знаю, при чем тут просвещенное время, и меня не особенно интересует такая деталь, как рога и копыта. Но в остальном я ответил бы: "Да, именно это я собираюсь сделать". Я не утверждаю, что мне что-либо известно о его внешности. Если кто-то действительно желает узнать его получше, такому человеку я скажу: "Не беспокойтесь. Если вы в самом деле хотите познакомиться с ним поближе, то непременно познакомитесь. Понравится ли вам это - другой вопрос".
32.
Дополните одно из определений православного храма: «Храм – это стены, выстроенные вокруг... (выберите наиболее важное определение):
Комментарий: Если я не причащаюсь, я не живу. святой праведный Иоанн Кронштадтский
Для христиан всегда и везде существенным отличием является неопустительное участие в воскресной Литургии, частое причащение Христовых Таин, понимание богослужения и любовь к нему, т.е. евхаристическое измерение жизни. Природа церкви евхаристична и литургична... протоиерей Андрей Ткачев
«Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия». диакон Андрей Кураев
Комментарий: Под священноначалием или священной иерархией в Церкви принято понимать три степени священнического служения апостольского происхождения, а именно степени епископа, пресвитера и диакона. Все три степени сообщаются через благодатное Таинство священства или хиротонию.
Комментарий: «Неверно, что Богообщение является последней целью человека и человек сподобится его лишь после, в конце, например, всех трудов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения» св. Феофан Затворник
36.
Сохранились ли до наших дней фрагменты Нового Завета первых веков христианства?
1
нет, всё было уничтожено
2
нет, в связи с исправлениями и дополнениями, внесёнными в последующие века
Комментарий: В настоящее время известно более 5300 греческих рукописей Нового Завета. Добавив более 10000 копий латинской Вульгаты и по меньшей мере 9300 других ранних рукописей, мы получим, что различные фрагменты Нового Завета существуют в настоящее время более чем в 24 тысячах рукописных экземпляров. Ни один другой документ древности не переписывался так часто и не пользовался таким признанием. По сравнению с Новым Заветом, "Илиада" Гомера — следующий по количеству списков текст — дошла до нас в количестве, 643 рукописей. Первый полный текст Гомера, сохранившийся до наших дней, относится к 13 веку.
37.
Отношения христиан к иконам:
1
честь, воздаваемая образу, переходит на того, кто на ней изображён
2
как к изображению духовного содержания
3
как к изображению, имеющему чудесную силу
4
иконы имеют самостоятельную духовную силу и дают помощь молящемуся
Комментарий: Иконопочитание - учение Православной Церкви о чествовании и поклонении иконам, введенное в догмат и закрепленное на VII Вселенском Соборе. Чествование поклонение иконам относится не к самому материалу иконы (не к дереву и краскам), а к личности того, кто изображён на иконе. Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».
38.
Почему Бог допускает зло?
1
Бог не вмешивается в земную жизнь
2
так предопределено, что жизнь состоит из радостей и бед
3
это последствия грехопадения человечества
4
человечество должно преодолеть зло научно-техническим и социальным прогрессом
Комментарий: Это и есть сердцевина нашей веры: Бог стал частью этого мира, совершенно тождественной нам, чтобы его изнутри переродить. И поэтому мы знаем, что нет слезы младенца, которая не была бы отерта в Царствии Небесном. Нет горя, которое не было бы избыто и побеждено, когда человек в конце своего пути встретит Христа. Нет ничего несправедливого, неоправдавшегося, нереализованного, что не было бы восполнено там, где Бог будет всяческое во всех (1 Кор. 15, 28). протоиерей Максим Козлов
— В последнее время очень часто приходится сталкиваться с одинаковой, почти стандартной реакцией современного человека на несчастье. Когда случается большое горе, человек спрашивает: «Ну и где же Ты был, Господи?». — Христианину легче отвечать на этот вопрос. Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» — для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте. диакон Андрей Кураев
39.
Почему Бог после грехопадения человека не открыт для всех людей?
1
потому, что Бог уважает свободу тех, кто не желает Его видеть
2
потому, что мы стали жить в физическом мире, а Бог находится в духовном
3
потому, что наше зрение потеряло способность лицезреть Бога
Комментарий: В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
Иному помысел нередко внушает: "Ты еще молод, в старости покаешься". И если он доживет до старости, помысел скажет: "Теперь ты состарился и имеешь нужду в покое". Необходимо ежедневно работать Господу со страхом и трепетом, ибо кто сказал нам, что мы доживем до старости? А если и доживем до старости, то будет ли у нас добрый помысел, если уже с этого времени мы нерадим о своем спасении? преподобный Ефрем Сирин
Пока рана еще нова и горяча, она легко исцеляется, застарелые же, оставленные в небрежении и запущенные раны нелегко излечиваются и для заживления своего требуют многих трудов, резании, присыпаний и прижиганий. Многие раны от времени делаются неисцелимыми, но у Бога все возможно (Мф. 19, 26). Чем позднее покаяние, тем оно тягостнее. преподобный Иоанн Лествичник
"Не придет Царствие Божие приметным образом",- говорит Господь,- оно "внутрь вас есть" (Лк. 17, 20, 21). Воспользуемся же благоразумно увещанием Учителя, чтобы не потерять времени милости Спасителя, которая до тех пор оставляет место покаянию, пока не наступит время воздаяния. Ибо для того и щадит Господь человека, чтобы он обратился и чтобы никто не подпал осуждению. блаженный Августин
Многие, закоснев во зле, льстят себе надеждой, что могут покаяться при смерти; но кроме того, что эта надежда неопределенна, святые отцы считают, что у человека, который всю жизнь прожил нераскаянно, едва ли может быть при смерти истинное покаяние. Ибо тогда уже не он дурные дела, но дурные дела его оставляют. Платон, митрополит Московский
Комментарий: Божественная Литургия – главное из общественных богослужений, во время которого совершается главное таинство Церкви - Таинство Причащения или Евхаристия (греч. «благодарение»).
42.
Что христиане вкладывают в наименование "раб Божий"?
1
что они должны безусловно подчиняться сверхъестественным силам
Комментарий: Для христианского уха в словосочетании раб Божий ударение ставится на втором слове. Если я – Божий, значит, ничей больше. Если я – свой Тому, в Чьей власти все судьбы мироздания, значит, никакой узурпатор не властен над моим сердцем. Стать рабом Божиим означает обрести невероятную свободу. диакон Михаил Першин
Комментарий: Спасение есть приобщение к божественной жизни, как к высшей цели. В Боге вся сущность жизни человеческой и источник её. Условие спасения описывается словом синергизм (греч. содействие, сотрудничество) - совместное действие двух воль – человека и Бога. Спасение совершается Богом, но только при условии, что человек пожелает и сделает всё возможное, чтобы стать богоподобным по своим духовным и нравственным свойствам. Это единение с Богом превосходит все ценности и идеалы, все священные и благородные цели человечества. Обретая Его мы обретаем всё.
44.
Когда прекратилось Божественное Откровение человечеству?
1
после составления (утверждения канона) Библии (Священного Писания)
Комментарий: Божественное Откровение не может закончиться в том или ином веке, оно будет всегда, Бог всегда будет открывать себя Своей Церкви. Общение, а значит, и богословие, слово, которое Церковь может вынести из этого общения, никогда не прекратятся. По этому поводу замечательно высказался оксфордский молитвенник и ученый епископ Каллист Уэр: «утверждать, что святых отцов более быть не может, — значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь». священник Пётр Зуев
45.
Что является главным доказательством истинности христианства?