Отрывок из книги Наталии Паэгле «За колючей проволокой Урала»
- Просмотров: 1832
Падали колокола
Когда-то давно, будучи совсем юной студенткой факультета журналистики, я впервые приехала в Карпинск. Провинциальный город, расположенный на севере Свердловской области, поразил меня сразу своими главными достопримечательностями - трамваем, бегающим по кольцевому пути, и старым полуразрушенным храмом, возле которого и была первая остановка. Даже обшарпанные стены собора и выросшая на бывшей колокольне березка не могли затмить впечатления от его былого величия.
А потом я жила в этом городе почти двадцать лет и стала свидетелем восстановления Введенского собора, имеющего второе название - Иоанна Богослова. Пришлось мне побывать и внутри только что отреставрированного нижнего придела во имя Святой Богородицы, впервые освященного в 1771 году, и подняться в еще заброшенный верхний храм, в 1776-м освященный во имя святого Иоанна Богослова. Как выяснилось позже, имена строителей до наших дней не дошли, но их стиль находит отражение в художественном облике других храмов Урала. Известно лишь имя заказчика Максима Походяшина, чьи вкусы и требования, безусловно, определяли стилистические особенности сооружавшихся на его средства храмов.
Это подтверждает и архитектура другого культового здания - храма Святого Максима Исповедника в Краснотурьинске, освященного так во имя самого заводчика и закрытого, как и большинство церквей, в начале XX века. Помню, что до недавнего времени здесь был кинотеатр «Россия», где мы смотрели кино на большом экране. В начале же нового XXI столетия храм был возвращен церкви и отреставрирован.