Невьянск, старинный уральский город, основанный в 1701 году по указу Петра. Я давно хотела там побывать. И возможность появилась. Настоятель нашего храма отец Андрей благословил экскурсию в Невьянск и окружающие его сёла. Первым сильным впечатлением был Свято-Николаевский храм в старинном селе Быньги. Он построен в конце ХVIIIвека. В советское время храм не закрывался, хотя богослужения не велись. Этот храм - памятник архитектуры и это одна из самых старых каменных церквей на Урале и единственный в своём роде храм с курантами. Правда, они сейчас заржавели и не действуют. Но зато сохранилось старинное убранство храма. Потемневшие от времени иконы невьянской школы. (В Невьянске до сих пор работает иконописная мастерская.) Старинные надписи на стенах под иконами – цитаты из Священного писания. Старые подсвечники необычной для нас формы, паникадила со свечами, металлические оградки перед иконами. Деревянное распятие по русской традиции украшено рушниками. Ступени и пол в храме выложены старинными чугунными плитами. Церковь Николая Чудотворца и сейчас отапливается двумя круглыми печами. Дыхание замирало от всей этой необычной красоты. Ведь в этом храме молились наши предки больше двух веков назад.
Старинные невьянские сёла славятся не только своими молитвенными подвигами, но и мастерством ремесленников. Центры гончарного ремесла – Верхние и Нижние Таволги. После того, как в ходе перестройки был закрыт Невьянский керамический завод, стали создаваться небольшие частные предприятия по изготовлению керамики ручной работы. В Верхних Таволгах оно находится в здании бывшей земской школы, которое построено в 1911 году. Нам раскрыли чудо сотворения глиняных кувшинов, ваз и сказочных фигур. За всем этим талант и труд мастеров. Глина добывается на берегах реки Нейва, разминается, готовится к работе. Изделия рождаются на гончарных кругах и выливаются в гипсовых формах. Мы сами поработали на древних гончарных кругах. Этому искусству уже тысячи лет, а в невьянских сёлах гончары отмечают 300-летие своего ремесла.
Мы раскрашивали акриловыми красками готовые формы. Потом их сушат, обжигают в печах. Покрывают бесцветной глазурью. Ручная керамика такая тёплая и домашняя.
Вместе с нами секреты мастерства постигали совсем юные краснотурьинцы. Как хорошо, что дети узнают историю родного края.
Одной большой семьёй пообедали в уютной деревенской горнице, где нас так вкусно накормили. А потом поехали на второй мастер-класс в Нижние Таволги, в семейную мастерскую Сергея Масленникова. В его волшебных руках на наших глазах рождались узорные глиняные горшки и кувшины. Он помогал себе только деревянным ножом, леской и обычной вилкой. Тут нужен не только талант и опыт, но и большая сила. Я убедилась в этом сама, сев за большой гончарный круг. А в другой комнате мы лепили из глины под руководством мастерицы Светланы смешных котиков, которые останутся у нас на память о гончарах невьянских сёл. Конечно, мы купили и очаровательные готовые изделия.
В Верхних Таволгах мы познакомились с секретами уральских самоцветов. Экскурсия проходила в подвальной помещении мастерской керамики, стены которого выложены камнями. Это символично, ведь уральские самородки не лежат на поверхности. В центре – жила горного хрусталя. Название «хрусталь» от древнегреческого «кристаллос» - лёд. Кристаллы хрусталя имеют шестигранную форму. Этому минералу родственны аметист, агат, цитрин, сердолик, хризопраз. Минералы однородны по составу, и породы имеют смешанную природу: мрамор, гранит, змеевик, яшма… Нам показали ещё и друзу хрусталя. А потом предложили эксперимент. В колодце мы намывали из песка камешки и создавали с ними поделки на пластинке из змеевика с ящеркой. Немного прикоснулись к искусству уральских умельцев.
А Невьянск поразил нас своими жемчужинами. Одна из них – наклонная Невьянская башня. Она построена в 1721 году по приказу Акинфия Демидова. Высота башни 57 метров, а отклонение от вертикали – около двух метров. До сих пор идут споры о том, намеренно или произвольно возник этот наклон. В основании башни каменный фундамент и сваи из лиственницы. Она состоит из высокого четверика и трёх восьмигранных ярусов. На втором этаже – кабинет Демидова, на третьем – лаборатория. В золе обнаружили следы золота и серебра. И до сих пор обсуждаются версии о том, что здесь тайно чеканились фальшивые монеты или тайком от казны выплавлялось золото и серебро, которое добывалось на демидовских рудниках в Алтае. Поэтому в музейной экспозиции башни представлен старинный станок для чеканки монет. На четвёртом этаже находится «слуховая» комната – каприз заводчика. Шёпот в одном углу слышен в противоположном. Секрет такой акустики в сводчатых, слегка приплюснутых потолках, передающих звуковую волну. На седьмом и восьмом этажах – механизмы английских курантов с музыкальным боем. Металлический вал связан с десятью колоколами. Если на первые этажи есть отдельные входы, то на колокольню надо подниматься по узкой винтовой лестнице, что не всякому под силу. Нам удалось послушать звон колоколов, которые звучат, как мне запомнилось, раз в три часа. Здесь же узкий балкончик вокруг всей башни. Так высоко, что дух захватывает. Но открывается чудный вид на Невьянск, городской пруд и золотые купола Спасо-Преображенского собора.
Собор построен в 1861 году. В годы советской власти был отдан механическому заводу. А в начале 2000-х возвращён, наконец, Русской Православной Церкви. Сейчас это красивейший, сияющий своим великолепием кафедральный собор Нижнетагильской епархии. Мы любуемся там новыми иконами невьянской школы, чудными иконостасами. Благодать дарит нам и зимний сад с экзотическими растениями и фонтанчиками.
Покидая Невьянск, мы заехали в село Кунары, где находится самый красивый дом в России. Его создал из дерева и камня кузнец Сергей Иванович Кириллов. Дом украшен резьбой, яркими красками, рисунками, небольшими скульптурами, коваными узорами и цветами. Этот сказочный теремок – воплощение красоты русской души. Он радует наше сердце. Как хорошо, что на Руси есть такие замечательные мастера, которые щедро дарят нам свой талант и труд.
Ирина Журавлёва
{gallery}nevyansk2016{/gallery}