Величайшие умы человечества, в частности Я.А.Каменский, скрупулезно изучали закономерности, которым подчиняется процесс обучения. Накопленный ими в течение многих столетий опыт сегодня часто оказывается невостребованным. Мы наблюдаем катастрофические последствия забвения теории познания, внедрения психологии обучения, когда игнорируется вопрос о том, "как учить?". Нарушение принципов и правил обучения, экспериментирование в методах, подходах и содержании образования ведут не только к разрушению системы образования, но и уже привели к разрушению интеллектуального и соматического здоровья детей.

 

Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? "В связи с этим, - заявляют авторы "Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования" (см. газету "1 сентября" за 19 авг. 1997 г.), - одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни".

В практике современного российского образования в различных его звеньях появился новый предмет "валеология", который определяет себя в качестве науки о здоровье и здоровом образе жизни. Его введение, по мнению самих валеологов, обусловлено возникшей в настоящее время необходимостью защиты детей от влияния неблагополучной экологической среды, информационных перегрузок и некоторых других факторов, ведущих к ухудшению физического и психического здоровья, к нервным стрессам и отрицательным эмоциям.

Разумеется, невозможно проанализировать все используемые в России программы, методические пособия и учебники по так называемой валеологии. Мы ограничились кратким анализом лишь нескольких из этих изданий — разработанных специалистами ведущих вузов страны или широко применяемых во многих регионах по рекомендации местных органов системы образования:

Большинство книг по новомодной нынче валеологии "науке о здоровье" почти не оставляет сомнений при ответе на вопрос, поставленный в заголовке этой статьи. Ссылки на агни и хатха-йогу, космические ритмы, тантру, огромное количество пошлости и смакования непристойностей, однозначно не позволяет отнести валеологию к науке, а авторов к ученым, хотя некоторые и имеют ученые степени и высокие научные звания.

Страница 1 из 2

  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2025 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.