В практике современного российского образования в различных его звеньях появился новый предмет "валеология", который определяет себя в качестве науки о здоровье и здоровом образе жизни. Его введение, по мнению самих валеологов, обусловлено возникшей в настоящее время необходимостью защиты детей от влияния неблагополучной экологической среды, информационных перегрузок и некоторых других факторов, ведущих к ухудшению физического и психического здоровья, к нервным стрессам и отрицательным эмоциям.
Действительно, проблема сохранения, укрепления и коррекции здоровья подрастающего поколения стоит сейчас очень остро и, очевидно, поэтому валеология, ставящая перед собой столь благородные цели и задачи, не встречает препятствия на пути проникновения в систему образования. При этом она пытается утвердиться в качестве некоей синтетической всеобъемлющей науки и претендует на ведущую роль в решении проблем здоровья школьников. Однако многие сторонники и защитники этой дисциплины, многие педагоги, называющие себя валеологами и разрабатывающие на местах - в школах и вузах - свои программы, методики, курсы лекций, далеко не всегда представляют себе истинную суть валеологии и остаются в глубоком неведении относительно её мировоззренческой, духовной и научной основы.
Валеология, претендующая на статус самостоятельной научной дисциплины, на самом деле не является наукой и не имеет собственного предмета исследования. На некорректность попыток валеологов придать своей дисциплине статус науки указывает И. В. Силуянова, профессор Российского государственного медицинского университета. Обосновывая свою точку зрения, она обращается к официальному документу "Перечень приоритетных направлений фундаментальных исследований", утверждённому РАН в 1998 г., и констатирует, что "раздел 4 "Науки о жизни", который охватывает весь спектр научных исследований различных жизненных процессов, а также условий жизнеобеспечения, включая экологию и "физиологические механизмы адаптации", не содержит ничего, что может составить какое-либо подобие или приближение к тому, что называется "валеология".(1) И. В. Силуянова отмечает также, что валеология находится в полном отрыве от классической медицинской науки. Она не отвечает таким предъявляемым любой науке требованиям, как системность и целостность. Весьма показательной в этом отношении является программа, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений (2). Этническая антропология соседствует в ней с гигиеной, теория рас сменяется описанием средств ухода за кожей и изложением требований к организации рабочего места. Такой широкий спектр интересов явно не укладывается в рамки единой науки. Фактически валеология представляет собой эклектическое соединение отдельных тем из различных областей знания: анатомии, физиологии, общей биологии, генетики, эмбриологии и др., данных в упрощенном и примитивном изложении с временным опережением традиционных школьных программ на 2-8 лет. Тем самым излагаемый учебный материал оказывается не связанным с предыдущим детским опытом, что означает нарушение ведущих принципов отечественной дидактики: научности, преемственности, последовательности изучения, соответствия преподаваемого материала возрастным особенностям учащихся. Данный подход к обучению значительно затрудняет формирование у детей целостной картины мира, ведёт к информационной дезориентации и нарушению интеллектуального здоровья.
На примере валеологии наблюдается характерная для российской современности тенденция к вытеснению содержательных и научных отечественных образовательных программ упрощенными американизированными образцами с типичными для них методиками тренингов, ролевых игр, тестов.
Подобные инновации, освобождающие от необходимости мыслить, анализировать, оценивать и обобщать, разрушают архетип русского национального сознания и направлены на проведение в жизнь идеологии Нью-Эйдж с её культом "нового человека" XXI века.
Одной из характерных установок этой идеологии является отстранение школы от воспитания, сведение её роли к чисто информационным, образовательным функциям. Особо показательной в этом отношении является так называемая педагогика "альтернативного выбора", в основу которой положена ориентация ребенка на самостоятельный и сознательный выбор собственных поступков, поведения, образа жизни без права вмешательства в этот процесс родителей, воспитателей, педагогов, без права наставления, убеждения, предупреждения о возможной опасности или пагубности последствий этих поступков. Ответственность за результаты такого "выбора" всецело переносится на ребенка, что, как правило, приводит к разрушительным последствиям: неврозам, стрессам, нравственной деградации, психосоматическим заболеваниям и даже физической гибели.
Программы и учебные пособия по валеологии настолько разнородны по характеру включаемого в них материала, что практически не поддаются обобщению и систематизации (3). Спектр интересов валеологов распространяется от пропаганды американского образа жизни с его крайне примитивным представлением о человеке и смысле его бытия до оккультных практик, от экологических проблем до сексуального просвещения. Под видом валеологии распространяются опасные идеи, проводится политика разрушения основ русской духовной культуры. Об этом предупреждают, давая резко отрицательную оценку валеологии, представители самых различных областей знания: педагогики, медицины, юриспруденции. Так, М.П. Стурова, доктор педагогических наук, профессор академии МВД, юрист, определяет этот предмет как "синтез сексуального просвещения, мистического оккультизма и вульгарного материализма" и считает, что подобные программы "нацелены на разрушение менталитета русского народа, на лишение нас духовности, а тем самым и будущего России" (4). Доктор медицинских наук Р.Я. Татаринцева оценивает программы по валеологии как варварское вторжение в здоровье и душу ребёнка (5).
Педагоги, медики, юристы, представители Русской Православной Церкви единодушно отмечают, что наиболее деструктивными направлениями деятельности валеологов являются сексуальное просвещение и приобщение к оккультизму. Сексуальное воспитание осуществляется сетью Медико-педагогических школ и непосредственно связаной с Российской ассоциацией "Планирование семьи" (РАПС), созданной в 1991 г.
Медико-педагогические школы обосновывают свою практику полового просвещения утверждениями о том, что они помогают подростку справиться с лавиной развращающей информации, получить квалифицированный совет и помочь сделать правильный выбор в сложной ситуации. Однако фактически они учат безбоязненной утрате чистоты и преодолению естественной стыдливости, что ведёт к совсем иным последствиям: к увеличению числа абортов среди малолетних, к росту венерических заболеваний, к преждевременному пробуждению полового инстинкта.
Эти последствия не являются случайностью, результатом чьей-либо некомпетентности или педагогических просчётов. Напротив, мы сталкиваемся здесь с вполне осознанной, профессиональной и хорошо спланированной деятельностью по нравственному растлению молодого поколения, по уничтожению национального генофонда, по сокращению численности населения нашей страны. В направленности и содержании работы Медико-педагогических школ чётко проступают контуры политики Международной федерации планирования семьи (МФПС), филиалом которой является РАПС.
МФПС известна как мощная мировая корпорация с многомиллионным бизнесом, внедряющая глобальный контроль над рождаемостью в 134 странах мира методами абортов, контрацепции и стерилизации. Размах этой деятельности по сокращению численности населения в развитых и особенно развивающихся странах огромен. Так, например, количество человек, подвергшихся стерилизации в 1994 году, составило во всём мире 141 миллион. Очевидно, что такая политика направлена и против семьи. Не случайно другим аспектом работы МФПС является поощрение гомосексуальности и однополых браков.
Отсюда можно сделать вывод, что пропаганда "безопасного секса" (т.е. секса без зачатия), контрацептивных средств, фактическое одобрение ранних половых связей не только наносит серьёзный ущерб физическому здоровью традиционные нравственные ценности человеческого общества: идеи семьи, брака, супружеской верности, целомудрия, формирует установку на отказ от деторождения и целиком выступает как изощрённое средство геноцида.
Показательным примером в этом отношении являются США, где сексуальное просвещение было ведено в 1970г. и за 5 лет (1971-1975) количество ранних абортов возросло на 45%, увеличился показатель онкозаболеваний, заболеваний СПИДом, вырос процент изнасилований, гомосексуальных связей. Поэтому в настоящее время американское общество делает попытку возвращения утраченных ценностей: ежегодно правительство выделяет довольно значительную сумму для воспитания молодых людей в духе целомудрия и воздержания от половых связей до вступления в брак.
В нашей же стране РАПС продолжает активные поиски путей внедрения своей программы, несмотря на резко отрицательный общественный резонанс, который в своё время получила эта деятельность. Ещё в апреле 1997 г. под влиянием общественного мнения министр образования В. Г. Кинелёв подписал приказ "О приостановлении работы по реализации проекта "Половое воспитание школьников". В том же году на страницах газеты "Рабочий путь" и других изданий состоялась обширная и острая дискуссия по этой проблеме (см.: "Рабочий путь" от 8.05, 20.05, 30.05, 10.06, 10.09, 7.10 и др.). Однако со стороны представителей РАПС она выявила заметную недостаточность информации, убедительных и конструктивных разъяснений по поводу спонсорства программы, её действительных авторов, конечной цели и задач внедрения. Тем не менее, эти цели становятся достаточно ясными, если учесть, что программа, поощряющая сокращение семьи, внедряется в стране, где уровень смертности значительно превосходит уровень рождаемости (в 1996 г. число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза, а в центральных районах европейской части России - в 2-3 раза). По расчётам Римского клуба, представленным в ООН, численность населения России к 2010 г. не должна превышать 50 млн. человек, т.е. она должна уменьшиться за эти годы на 100 млн. человек.
Проблема пагубных последствий полового просвещения школьников стала основной темой состоявшейся в г. Минске (март 1999 г.) научно-практической конференции. Священнослужители, врачи, государственные чиновники, педагоги пришли к единодушному выводу о недопустимости деятельности "просветителей", направленной на растление детских душ. Доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий (Берестов) назвал эту деятельность необъявленной войной против славянских народов, указав на активную роль в этом процессе таких организаций, как Агентство международного развития (США), МФПС и её филиала - РАПС. Об актуальности и остроте данной проблемы, о необходимости её принципиального решения свидетельствует и продолжающиеся до настоящего времени публикации на страницах периодической печати (6).
Тем не менее, вопросы, связанные с половым воспитанием, включаются ныне в курсы валеологии, что, по сути, является попыткой облечь старое содержание в новые формы и дать возможность существовать идеям, которые ранее не нашли общественной поддержки.
Одним из показательных примеров такой программы может служить брошюра Г. К. Зайцевой, В. В. Колбанова, М.Г. Колосниковой "Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии", изданная в 1994 году Санкт- Петербургским государственным университетом педагогического мастерства совместно с Комитетом по образованию мэрии Санкт-Петербурга. По замыслу авторов программы, знакомство со строением половых органов и зачатием должно начинаться уже с первого класса.
Должное внимание половому воспитанию уделяется в программе, автором которой является Ю. Н. Дрешер. Один из предлагаемых в ней контрольных вопросов звучит вполне в духе идей РАПСа: "Безопасный секс - выбор цивилизованного человека" (7).
Идеи сексуального просвещения провозглашаются и с вузовских кафедр. Так, активным и последовательным их пропагандистом выступает доктор медицинских наук, профессор Б. Н. Чумаков (8).
Валеология, избираемая сейчас как один из возможных путей проникновения идей РАПС в российское образование, характеризуется также и некоторыми другими негативными аспектами. Она таит в себе огромную духовную опасность, так как прибегает к открытому служению силам зла.
Мировоззренческая основа валеологии вырастает из оккультного мистицизма и опирается на положения теософии, антропософии, Агни Йоги. В одном из учебников по валеологии, рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, в качестве практического руководства предлагается обращение к учению Порфирия Иванова, который известен многим лишь как автор оздоровительной методики, основанной на различных способах закаливания организма и непосредственной близости к природе (9). Тем не менее, духовная основа этой доктрины вне всякого сомнения является неоязыческой и оккультной. Сам автор неоднократно называл себя богом ("богом Земли", богом "этому бугру", "этому месту"), всерьёз рекомендовал молитвенное обращение к себе, как к Учителю, с просьбой о здоровье (10).
Идеи оккультизма со всей очевидностью просматриваются и в ещё одном учебном пособии по валеологии, называемом "Валеология подростка". Его авторам Л. Г. Татарниковой и М.В. Поздеевой удается ненавязчиво, под знаком "это интересно", ввести читателя в мир оккультных представлений о строении мира, познакомить их с элементами хиромантии, дать определение теософии, поговорить о психической энергии и биополе. Среди вполне научных рассуждений, например, о строении сердца и кровеносной системы, о природе сна, неожиданным диссонансом начинают звучать следующие фрагменты: "Наша планета, как и всякая другая, состоит из трёх миров" - Мира Плотного, мира Тонкого, Мира Огненного; "Сон - это воспоминание о путешествиях в Тонкий Мир" (11). Можно сказать, что духовное руководство, на которое претендует валеология, следует рассматривать скорее в самом прямом и непосредственном смысле: как руководство по общению с космическими духами: не случайно слово "Космос" пишется с большой буквы, а его исследование предлагается проводить не на основе достижений астрономии и физики, а чисто эзотерическим способом - посредством "голосов" и "видений".
Широко практикуются в валеологии и различные методы внушения: релаксация, гипноз, внушение на ритмическом и музыкальном фоне, внушение с помощью технических устройств и компьютеров (12). Эти методы колдунов, экстрасенсов, оккультистов и других "учителей", которые без согласия родителей применяются на детях, являются определенной формой насилия над личностью, нейро- лингвистическим кодированием, духовным наркотиком. Тем не менее, сами валеологи называют подобное вторжение в психику ребёнка лишь "активизацией резервных возможностей организма" (13).
Таким образом, валеология, активно внедряющаяся сегодня в систему российского образования, целенаправленно охватывает все стороны человеческой жизни: физическую, психическую, интеллектуальную и нравственную - и фактически является орудием духовной интервенции, информационным оружием, направленным на разрушение традиционных национальных ценностей и менталитета русского народа, на формирование личности, лишенной нравственных и эстетических ориентиров. По своему содержанию, методологии, целям и задачам она остается чуждой принципам и духу отечественной педагогики, которая всегда утверждала необходимость тесной связи образования и нравственного воспитания личности, была нацелена на формирование в человеке ответственности за каждый свой шаг и умения четко различать добро и зло. При этом понимание нравственности неизменно базировалось на христианской, православной основе. Так, выдающиеся представители русской классической педагогики К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов. С.А. Рачинский. В.В. Зеньковский утверждали, что нравственное совершенствование личности возможно лишь при условии, когда идеалом для человека становится святость. К.Д. Ушинский.говорил, что только христианство может вести человечество по этой опасной и трудной дороге - по дороге нравственного развития и питания души и духа.
Именно такие идеи, на наш взгляд, и должны стать основополагающими в современной педагогике и образовании. Следует вернуться к тем вечным педагогическим истинам, на основе которых были воспитаны такие гиганты русского духа, как М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский, Н.В. Гоголь, а также обратиться к неисчерпаемому источнику мудрости - Библии и богатству православной культуры. Этот веками накопленный опыт духовного совершенствования может стать надежной опорой в преодолении поразившего наше общество глубокого нравственного кризиса и в утверждении национальной самобытности русской культуры.
________________
1. Силуянова И. Валеология // Православная беседа. - М., 1999. №2, с. 36.
2. Валеология. Разработана М.А. Алексеевой. - М.: Современный гуманитарный
университет, 1998.
3. Сравните, например, содержание следующих программ:
- Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья.
Образовательные программы по валеологии. - СПб., 1994.
- Валеология: Программа специального курса, тематический план и методические
материалы для работников социокультурпой сферы / Сост. Ю.Н.Дрешер. - Казань,
1998.
- Программа по курсу валеологии. / Сост. Н. Полетаева // Народное образование. -
1998. -№9/10.
- Валеология. Юнита 1. / Разр. М.А.Алексеевой. - М.: Современный гуманитарный
университет, 1998.
4. Что скрывается под маской валеологии? Вып. 20. - М., 1999. С. 59.
5. Там же.
6. См.: Молодцова В. Секс: развращение вместо просвещения // Российская газета. -
1999.- № II 0 (от 10.06.99).
7. Валеология: Программа специального курса, тематический план и методические
материалы для работников социокультурной сферы / Сост. Ю. Н. Дрешер. - Казань,
1998. - С. 9.
8. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. - М., 1997.
9. Там же. С. 210-235.
10. Кураев А. Оккультизм в православии. С. 137.
11. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие по курсу
"Валеология "для учащихся 5- 7 классов. - СПб., 1997. Сс. 37,40, 87-88, 222, 271-276
12. Рекомендация и описание этих методов предлагаются Л. Г. Татарниковой в её
книге "Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития". - СПб., 1997.
13. Попов С. В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии
школьников. - СПб., 1997. -С. 39.
Автор:
Плотникова Елена Аркадьевна
Кандидат философских наук, доцент Смоленского государственного института искусств.