Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? "В связи с этим, - заявляют авторы "Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования" (см. газету "1 сентября" за 19 авг. 1997 г.), - одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни".
Так о чем же этот предмет - о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. "Нет, - говорят валеологи, - наша наука не медицинская, а педагогическая". Образование же предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться.
Каким же идеалам учит валеология? Прежде всего - жить ради тела. Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе здесь прямо ничего не говорится, хотя ее наличие, как мы далее увидим, подразумевается.
С точки зрения валеологии, вся жизнь человека зависит оттого, здорово ли твое тело. Будущих педагогов учат сначала тому, как провести диагностику своего состояния здоровья: по выносливости, давлению, пульсу, различным характеристикам мочи, мозолям на стопах, ногтям, лысине и т. д. Такое комплексное обследование даст предсказуемый результат: вы больны, вам надо немедленно укреплять здоровье.
И вот тут-то в программе валеологии заложены моменты, которые людям, далеким от педагогики, совершенно не видны. Ведь прежде, чем заниматься профилактикой болезней, надо заранее договориться, что мы будем понимать под телом и причинами его заболеваний. Если, по слову апостольскому, "тело - во Христе", если тело наше сотворено с тем, чтобы быть храмом Бога Живаго, хранить мир Божий, тогда и болезнь тела есть следствие греховного образа жизни. Но совсем иные представления о теле в валеологии.
Обратимся к программе валеологии для учеников первого класса. Вскоре после темы "Откуда берутся дети" ребята знакомятся с телом. Знакомство начинается с чрева. Тело - это фабрика, чрево в ней - кухня, желудок - скороварка с привратником у входа (язык, губы и зубы), передвижением пищи занимается начальник станции - глотка. За всеми знаниями, которые получает школьник, нетрудно увидеть основной образ: тело - это механизм. Отсюда и болезнь - это поломка механизма, лечение - ремонт. Дерзнем продолжить аналогии: начало тайны жизни - механический акт, старение - изнашивание механизма, смерть - в механизме сели аккумуляторы. Чувствуете, какая нравственность будет произрастать из таких образов?
Но знакомство с чревом как средоточением жизни человека имеет еще и смысл антропологический. Православной аскетике известно, что именно угождение любезному для всех лукавому владыке - чреву является основой многих страстей, генетически с ним связанных: нечувствием (окаменением сердца, жестокосердием), прекословием, высокомерием, дерзостью, леностью, гневом, сребролюбием и др. Здесь-то и становится понятным, какой образ жизни приуготовляется ребятам валеологами за внешней заботой о здоровье.
Программы и для учителей, и для школьников предусматривают подробное знакомство и с тем, как избежать рождения нежеланных детей, и как правильно планировать рост семьи (не случайно работники отделений Российской ассоциации планирования семьи - РАПС - частые консультанты в валеологических центрах).
Обратимся к воспитательной сторонне валеологии. Телесный механизм требует питания, которым является энергия. Человек получает энергию разными путями, например, через здоровую пищу. Валеология же открыта для любых методик и традиций, связанных с накачкой человека "энергией". В зависимости от широты подходов педагога он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с "нетрадиционными методами". Здесь и система Порфирия Иванова, и у-шу с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от "пробок". Для предотвращения стрессов можно порекомендовать. . . йоготерапию. Вся эта смесь язычества и оккультизма выдается за научный подход к проблеме охраны здоровья человека. Все это в полном соответствии с установкой "Основных положений концепции. . . ", согласно которым предусматривается "выделение особого, находящегося под специальной государственной защитой статуса Детства - как периода, НЕ ЗАВИСЯЩЕГО ОТ социальных, политических, НАЦИОНАЛЬНЫХ, КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ и других отличий. "
Простор для творчества в валеологии достаточно широк. В одном классе, например, педагог начал с того, что стал обучать детей тому, как правильно улыбаться. Оказывается, и здесь есть стандарт: при улыбке должно быть видно по 8 зубов в каждом ряду. Чей же это стандарт? Как тут не вспомнить трафаретные приклеенные американские улыбки, которые, по мысли американских психологов, располагают партнера к контакту с тобой. Да и сама "наука" валеология родилась на Западе: в ее основу положена американская программа здорового образа жизни "Познай себя". Так не будет ли более честным определять валеологию не как науку о здоровом образе жизни, а как пропаганду американского образа жизни с его крайне примитивным представлением о человеке и смысле его бытия?
Конечно, после всего сказанного остается много вопросов: почему такой предмет необходимо изучать в школе; почему "здоровый образ жизни" требует снижения учебной нагрузки за счет классических, особенно гуманитарных, дисциплин; почему ребята, ведущие такой "здоровый образ жизни", заведомо должны резко сдать в интеллектуальном уровне развития?
Не к нам ли обращены слова Спасителя: "горе миру от соблазнов, но надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит"? Последуем же совету апостола: "Не будьте сообщниками их" и "не участвуйте в бесплодных делах тьмы".
С.А. Гамаюнов