Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана. Лишившись еще в молодые годы своего супруга, она принялась за воспитание своих малолетних деток - дочерей Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая – двенадцати лет, Надежде было десять, а Любови – девять лет. Будучи сама благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания, и потому неудивительно, что настроены они были весьма благочестиво.

”Дети мои,- говорила им святая София, – вы должны прежде всего быть достойны своего высокого христианского звания и украшаться христианскими добродетелями веры, надежды и любви сообразно с вашими именами”. Они – и мать, и дочери ее – имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, а также в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. Но более той любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей. В то время воздвиглось страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме, и святая София часто беседовала о них со своими дочерьми.

Но вот нашелся один доносчик, который, видя ее благочестивое житие, сообщил о ней наместнику города Рима Антиоху, и тот потребовал святую Софию с дочерьми на суд к императору Адриану. Святая хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедает христианскую веру, но об этом она не беспокоилась. Беспокоилась София лишь за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет – вот что ее тревожило. И веруя, что Господь может их укрепить, они вчетвером помолились Господу, сказав: “Боже, Спасителю наш! Помоги нам славы ради имени Твоего”, и, осенив себя крестным знамением, отправились во дворец императора Адриана.

Последний удивился их спокойствию и бесстрашию и, расспросив об их вере, ничего им на этот раз не сделал, отослав их на три дня в дом одной знатной римлянки в надежде, что та сумеет разубедить их. Но святое семейство было непоколебимо. Все отпущенное время они провели в молитве, приготовляя себя к ожидающим их мучениям. “Дети мои милые, – говорила святая София своим маленьким дочерям,- вот близок день, в который вы увенчаетесь мученическим венцом на Небесах и как невесты явитесь пред своим Женихом и радостно вступите в Его светлый чертог. Не жалейте отдать за веру в Спасителя на муки вашего юного тела и вашей цветущей красоты и не жалейте временной жизни. Господь Иисус Христос все возвратит вам: раны ваши исцелеют и тела ваши будут светиться небесной красотою. Временную жизнь заменит вам бесконечное блаженство в Царстве небесной славы”. Святая София хорошо понимала, что детей ее язычники будут стараться заставить отречься от Христа обещанием подарков и всяких удовольствий в этой жизни, потому она и старалась изобразить эти земные радости и утехи недостойными христианина, которому уготовано блаженство на Небе. Она умоляла их пребыть верными Христу. “Не бойтесь мук, – продолжала она, – я верую, что Спаситель не оставит вас среди страданий. Он будет с вами неотступно, станет укреплять вас Своею благодатью, сплетая вам неувядающие венцы”. После этого и подобных увещаний сестры воспламенились еще большей любовью ко Господу Иисусу Христу и выражали сильное желание открыто исповедать Его Богом пред язычниками.

Через три дня святое семейство опять было позвано на суд к императору. Он же, видя, что они остаются в исповедании христианской веры непреклонными, решил, что скорее удастся вынудить сестер к отречению от Христа, если разговаривать с каждой из них по отдельности.

Первой была призвана Вера, которая на предложение воздать почести богам, ответила отказом, за что ее немилосердно стали бить по обнаженному телу, удивляясь притом сверхъестественному терпению девочки, ибо она не издала ни одного стона или жалобы. Тогда мучители усугубили ее страдания, а именно: отрезали у нее груди, что вызвало негодование и осуждение даже со стороны самих язычников. Затем ее положили на раскаленную железную решетку, но никакого вреда от этого мученица не получила. Затем погружали ее в кипящую смолу с маслом – и здесь, среди самых тяжких страданий, хранил рабу Свою Господь Спаситель.

Тогда мучители, придя в неистовство и злобу, приговорили ее к смерти через отсечение главы. Когда Вера услышала этот приговор, то радостно сказала матери своей: “Молись о мне, мать моя, чтобы я совершила свое течение и перешла к желанному концу и узрела бы любимого мною Господа и Спасителя моего”. Мать же отвечала ей: “Ты, Вера, воздаешь мне добром. Иди к Жениху своему и помяни меня пред Ним и помолись о сестрах своих”. И так святая Вера прославила Бога той же смертью, что и святой Предтеча Господень Иоанн.

После того мучители расправились и с Надеждой, и Любовью, так же предав их смерти чрез усечение головы. Святая же мать их София за это время перенесла невыносимые душевные страдания. Она была истинной мученицей без пролития крови. Язычники не захотели предавать ее мукам телесным; наоборот, разрешили ей похоронить своих дочерей за городом, и она, не отходя от могилы, тихо проливала свои слезы, прося Господа, чтобы Он и ее душу приобщил к душам святых мучениц. Господь исполнил ее просьбу, и она в третий день мирно почила на могиле своих дочерей. Христиане похоронили ее в той же могиле и почитали святую Софию мученицей Христовой, ибо мучима она была не менее возлюбленных чад своих, хотя и не пришлось ей пострадать, подобно им, телом.

Дорогие братия и сестры, святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, – и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает – и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.


Молитва святым мученицам Вере, Надежде и Любови, и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко Благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот его. Молите убо о рабе Божием тяжкоболящем мл. Глебе, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

Братья и сестры!

В НАШЕМ ХРАМЕ РАБОТАЕТ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА

 

Всех желающих ждем по воскресеньям с 11.30 до 13.30

Библиотека находится в новом здании Церковно-приходской школы рядом с храмом,  первое посещение с паспортом.

Библиотекарь Арефьева Татьяна Анатольевна. Библиотечный фонд на 2019 год: 2100 книг.

Храм выписывает периодические издания «Журнал Московской Патриархии», «Церковный вестник»,  «Фома», «Славянка», «Нескучный сад».

  

View the embedded image gallery online at:
http://hrammaxim.ru/2-uncategorised?start=10#sigProId4297d9573a

 

Без чтения душно и душа голодает. (свт. Феофан Затворник)

 

Все думы ваши посвятите прилежному прочитыванию святых книг. Из них вы увидите, как спасти свои души. (прп. Ефрем Сирин)

 

Братья и сестры!
Желающие могут пожертвовать в фонд библиотеки книги православного содержания (книги в хорошем состоянии).
На 1-ой странице книги можно подклеить записку с Вашими именами и Ваших родных.

Мы выражаем благодарность прихожанам, участвующим в пополнении скромного фонда нашей библиотеки и надеемся на дальнейшие пожертвования.

В каждом православном храме, каждое богослужение звучит эта молитва: «Еще молимся о создателях, благоукрасителях, благодетелях и ктиторах храма сего». Благодаря найденным научным сотрудником Краснотурьинского краеведческого музея М.С. Бессоновым в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) документам («Скорее иметь церковь» // «Серебряный меридиан», № 62), а также пользуясь другими источниками, стало возможным восстановить имена (некоторые) создателей Максимовской церкви в Турьинских Рудниках – Краснотурьинске.

* * *

АРКАДИЙ (Григорий ФЕДОРОВ) (1784-1870), настоятель Владимирского Боголюбова, Оршанского Богоявленского, Гразовско-Иоанно-Богословского и Пинского монастырей, ректор Могилевской, Минской и Ярославской духовных семинарий, епископ Оренбургский, архиепископ Пермский и Верхотурский (1831-1851), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский, автор трудов «Замечания на 9-ю главу Соборного изложения патриарха Филарета Никитича», «Глас Книги о вере, зовущий раскольников обратиться ко святой российской церкви», «Нечто о расколе в российской церкви» и др. В 1843 году благословил строительство Максимовской церкви и утвердил ее проект.

АХМАТОВ Павел Ефимович, горный начальник Богословских заводов (1844), горный начальник Екатеринбургских заводов, полковник. 27 июня 1844 года начал строительство Максимовской церкви, в 1846 году занимался поиском подрядчиков и проводил торги на ее строительство.

БЕГЕР Федор Федорович (1791-1861), горный начальник Пермских заводов, горный начальник Богословских заводов (1827-1829), горный начальник Колывано-Воскресенских заводов, Томский гражданский губернатор, директор Департамента горных и соляных дел Министерства финансов (1843-1849), член Мануфактурного совета, Горного совета и Горного ученого комитета, генерал-лейтенант. В 1844 году выходил с представлением о финансировании строительства Максимовской церкви в Министерство финансов и согласовывал финансирование с Департаментом государственного казначейства.

БОГАРНЕ Максимилиан-Евгений-Жозеф-Наполеон, герцог ЛЕЙХТЕНБЕРГСКИЙ (1817-1852), президент Императорской Петербургской академии художеств. В 1845 году, осмотрев строительство Максимовской церкви, повелел его ускорить.

ВЛАДИМИРОВ Иван, резчик, мастер Временного позолотного цеха. В 1847- 1850 годах изготавливал иконостас для Максимовской церкви.

ГАЗБЕРГ Егор Иванович, горный начальник Богословских заводов (1853), подполковник. В 1853-1855 – организатор строительства и благоустройства Максимовской церкви.

ГЛИНКА Владимир Андреевич (1790-1862), государственный деятель, участник Русско-французской войны 1806-1807 гг., Русско-турецкой войны 1806-1812 гг., Русско-шведской войны 1808-1809 гг., Отечественной войны 1812-1814 г.г., Русско-турецкой войны 1828-1829 гг., подавления Польского восстания 1830-1831 гг., главный начальник Горных заводов Уральского хребта (1837-1856), сенатор, член Государственного совета, генерал от артиллерии, кавалер ордена Святого Георгия Победоносца 4-й степени. В 1837-1856 годах неоднократно бывал в Богословском горном округе. В 1844-1855 годах – главный организатор строительства Максимовской церкви.

ГРАСГОФ Фердинанд Богданович (Готлибович), горный начальник Богословских заводов (1845-1849), полковник. В 1846 году занимался поиском подрядчиков и организацией торгов на строительство Максимовской церкви, в 1847-1849 годах – организатор ее строительства.

ДЕЛЮСТО Александр Францевич (1803-?), художник, архитектор Гороблагодатских и Богословских заводов (1839-1845), архитектор Златоустовских заводов. Автор проекта Максимовской церкви.

ЗЛОБИН, исполняющий обязанности главного начальника Горных заводов Уральского хребта (1846), полковник. В 1846 году занимался поиском подрядчиков и организацией торгов на строительство Максимовской церкви.

ИОАНН (Луканин), настоятель Богословского (Введенского) собора в Богословском Заводе (Карпинске), благочинный Богословского горного округа, протоиерей. В 1842 году явился инициатором строительства Максимовской церкви.

КАНКРИН Егор (Георг) Францевич (1774-1845), государственный деятель, выдающийся экономист, участник Отечественной войны 1812 года, генерал-интендант Русской армии, член Военного совета, член Государственного совета, министр финансов, генерал от инфантерии, граф. В 1844 году утвердил проект строительства Максимовской церкви и распорядился о его финансировании.

КЕНИГ Богдан (Готлиб) Иванович, горный начальник Богословских заводов (с 1849), подполковник. В 1849-1853 – организатор строительства Максимовской церкви.

КРЫЛОВСКИЙ А.М., статский советник. В 1847–1850 годах в Петербурге наблюдал за надлежащим написанием икон и изготовлением иконостаса для Максимовской церкви.

МАКСИМОВ Алексей Максимович (Михайлович) (1810-1865), ученик К.П. Брюллова (Брюлло), свободный художник Императорской академии художеств, академик, автор множества иконостасов для петербургских и провинциальных церквей. В 1847- 1850 изготовлял иконостас, писал иконы для Максимовской церкви.

МИРОНОВ, караванный чиновник. В 1853 году с караванным чиновником Падериным доставил из Санкт-Петербурга в Турьинские Рудники запрестольный образ Распятия для Максимовской церкви.

МОСКВИН, помощник горного начальника Богословских заводов, майор. 27 июня 1844 года начал строительство Максимовской церкви, в 1845 году сопровождал герцога Лейхтенбергского, осматривавшего строительство Максимовской церкви.

НЕОФИТ, архиепископ Пермский и Верхотурский. В 1854 году благословил возведение чугунной ограды вокруг Максимовской церкви.

ОГАРЕВ Илья Иванович (1780-1854), участник Русско-французской войны 1806-1807 гг., Русско-турецкой войны 1806-1812 гг., Отечественной войны 1812-1814 г.г., командир Волынского полка, Пермский гражданский губернатор (1837-1854), Архангельский гражданский губернатор, тайный советник. В 1843 году утвердил проект строительства Максимовской церкви.

ПАДЕРИН, караванный чиновник. В 1853 году с караванным чиновником Мироновым доставил из Санкт-Петербурга в Турьинские Рудники запрестольный образ Распятия для Максимовской церкви.

ПОЛОЗОВ Даниил Петрович (1794-1850), участник Отечественной войны 1812-1814 гг., командир лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады, начальник артиллерии 2-го пехотного корпуса, начальник 2-й артиллерийской дивизии, начальник 1-го округа Корпуса жандармов, флигель-адъютант Императора Александра II, генерал-лейтенант. В 1848 году содействовал ускорению изготовления иконостаса для Максимовской церкви.

ПОНОМАРЕВ Гавриил Павлович, архитектор Правления 1-го округа Министерства путей сообщения. В 1847- 1850 изготовлял иконостас для Максимовской церкви.

ПРОТАСОВ Матвей Иванович (1801-1846), горный начальник Богословских заводов (1839-1845), горный начальник Гороблагодатских заводов, полковник. В 1841 году построил церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Богословском Заводе (Карпинск), в 1842 году явился ходатаем строительства Максимовской церкви перед Уральским горным правлением, инициатором составления проекта и сметы, в 1844 – его стараниями началось строительство церкви.

СВИЯЗЕВ Иван Иванович (1797-1874), архитектор и инженер-строитель, архитектор Пермского горного правления (1822-1832), преподаватель горнозаводской архитектуры Петербургского горного института (1832-1838), старший архитектор Комиссии по сооружению храма Христа Спасителя в Москве (1838-1846), автор трудов по архитектуре и строительству, редактор «Трудов Императорского вольного экономического общества», тайный советник. В 1834 году по его проекту изготовлены деревянные фермы перекрытия цехов Богословского медеплавильного завода (Карпинск). В 1847–1850 годах в Петербурге наблюдал за надлежащим написанием икон и изготовлением иконостаса для Максимовской церкви.

СЕВАСТЬЯНОВ (САВАСТЬЯНОВ) Николай Иванович (1819-1883), горный чиновник, надворный советник, главный смотритель казенных металлических караванов Уральских заводов, первый председатель земской управы Екатеринбургского уезда, владелец дома в Екатеринбурге известного как «Дом Севастьянова». Уроженец Петропавловского Завода (Североуральск). В 1853 году принял от художника А.М. Максимова, написанный им запрестольный образ Распятия для Максимовской церкви и отправил из Санкт-Петербурга в Турьинские Рудники.

СТЕПАНОВ 2-й, главный смотритель казенных металлических караванов Уральских заводов, титулярный советник. В 1850 году принял от изготовителей и в 1851 году доставил иконостас для Максимовской церкви из Петербурга в Турьинские Рудники.

ТРУХИН Никандр Степанович, крестьянин села Вершилова Балахнинского уезда Нижненовгородской губернии, крепостной графов А.Д. и В.Д. Блудовых. В 1847-1853 годах явился субподрядчиком С.Я. Яковлева на строительство Максимовской церкви.

ТУРСКИЙ Карл Густавович (1803-1884), чертежник-художник Императорской академии художеств (1821-1832), томский губернский архитектор (1832-1838), архитектор Уральского горного правления (с 1841). Автор проекта и строитель Екатеринбургской гранильной фабрики. В 1843-1855 годах ревизировал проекты и сметы строительства Максимовской церкви.

ФУЛЛОН, директор Департамента горных и соляных дел Министерства финансов (с 1849), генерал-майор. В 1850 году принимал участие в отправке иконостаса для Максимовской церкви из Петербурга в Турьинские Рудники, согласовывал финансирование строительства церкви с Департаментом государственного казначейства.

ШЕБУЕВ Василий Козьмич (1777-1855), живописец, ректор Императорской академии художеств. В 1850 году освидетельствовал правильность написания икон для Максимовской церкви.

ШИЛОВ Павел Иванович (1821-?), архитектор Уральского горного правления (1845-1846), архитектор Гороблагодатских и Богословских заводов (1846-1854). В 1846 году составил новый проект (отклоненный) строительства Максимовской церкви, в 1847-1854 годах руководил ее строительством.

ЯКОВЛЕВ Сергей Яковлевич, екатеринбургский купец 3-й гильдии. В 1847 году выиграл торги и явился подрядчиком строительства Максимовской церкви.

СЫСОЕВ Анатолий Васильевич (1935-2021), генеральный директор Богословского алюминиевого завода. Под его руководством в 2000 году Храм преподобного Максима Исповедника был полностью  восстановлен в первоначальном виде. Сделана роспись стен Храма. Более миллиона рублей пожертвовали на это предприятия и жители города. Но главные расходы по реконструкции взяло на себя руководство Богословского алюминиевого завода, выделив все необходимые строительные материалы, рабочих и оплатив их труд.

 

        Ю.В. Гунгер, старший научный сотрудник Краснотурьинского краеведческого музея.

В адрес Краснотурьинского краеведческого музея регулярно приходят стопки документов XVI-XX веков найденных и переписанных в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) научным сотрудником музея М.С. Бессоновым. На сей раз это 93 документа переписки горного начальства о строительстве Максимовской церкви в Турьинских Рудниках (ныне Краснотурьинск).

Началось с того, что 17 декабря 1842 года главный начальник Горных заводов Уральского хребта, генерал-лейтенант В.А. Глинка получил от горного начальника Богословских горных заводов, полковника Протасова рапорт, гласивший: «Жители Турьинских Рудников, в особенности мастеровые и служащие, в христианском прискорбии о неимении в продолжении такого долгаго времени (12 лет) новаго храма Божия, вместо сгоревшаго, предъявили по приглашению духовенства единодушное общее желание иметь приходскую церковь и в устроении ее вспомощенствовать казне усиленно на свой счет, и о том просили подлежащего ходатайства. Народными приговорами положили пожертвовать по 5-ти процентов с рубля из жалованья для сего в течении 5 лет не взирая на свою особенную бедность и невыгодность быта пред всеми прочими местами населенности. Жертвование сие, вследствие таковой общей народной благочестивой ревности к Вере Божией, уже начато, пока производились необходимые соображении, составление и ревизия сметы и плана на возведение желаемой церкви».

Из рапорта следовало, что построенная в 1787 году в Турьинских Рудниках церковь сгорела в 1829-м. С этого времени жители «имели для слушания богослужения только малое старое здание, обращенное по необходимости в молитвенный дом, а для совершения брака вынуждены были ездить в Богословский Завод» (ныне Карпинск). К 1834 году «пожертвованиями своими» возвели небольшую деревянную кладбищенскую церковь. В 1839 году горное ведомство построило «на время для молитвеннаго дома небольшое новое здание с целию обратить его в Горную школу, по чрезвычайной ветхости прежняго молитвеннаго дома и Горнаго училища». Кладбищенская церковь вмещала всего 400 человек, и «особенное затруднение представляется ежегодно в великий пост при причащении Святым Тайнам Христовым очень многаго числа людей». Кроме того, Протасов бил тревогу по поводу того, что «от постоянной ссылки преступных и порочных людей с других горных заводов и мест команда здешних заводов действительно потерпела значительное общее разслабление в нравственности» и считал необходимым «скорее иметь церковь для представления всей возможности молодому поколению и людям несовершенно закосневшим в преступлениях пользоваться слушанием полнаго надлежащего богослужения в предотвращение дальнейшаго развращения народа».

Протасов ходатайствовал «церковь построить на счет казны, каменную однопрестольную во имя прп. Максима Исповедника (как была сгоревшая), на том же месте, наилучшем в селении рудников, вместимостью 800 человек».
В числе прочей документации, к рапорту прилагался проект, разработанный архитектором Гороблагодатских и Богословских заводов Делюсто «по образцу Высочайше утвержденных церквей в Византийском стиле», одобренный благочинным Богословского горного округа, протоиереем Луканиным. Сметная стоимость строительства церкви составила 21920 руб. 68 5/7 коп. серебром (или 76722 руб. 40 ? коп. ассигнациями). «Церковные принадлежности и украшении» предполагалось «исполнить на счет изъявленнаго доброхотнаго пожертвования из жалованья мастеровых и служащих».

Проект был утвержден Пермской губернской строительной комиссией, Пермским гражданским губернатором и архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием. 9 марта 1843 года архиепископ Аркадий обратился к В.А. Глинке с просьбой оказать содействие «к скорейшему окончанию… дела» о разрешении постройки в Турьинских Рудниках каменной церкви «на счет казны».

Но не так все быстро делается. Смета попала на «обревизование» управляющему счетным отделением, архитектору Турскому и контролеру Уральского горного правления, которые, исправив смету, получили сумму в 19206 руб. 89 6/7 коп. серебром. «По строгом разсмотрении и точнейшей оповерке» 2 июля Протасов представил новую смету на 23778 руб. 47 коп. серебром. Вновь «обревизованная» Уральским горным правлением, смета имела итог в 21744 руб. 50 коп. серебром.

Протасов предлагал финансировать строительство церкви из «будущих остатков от сумм заводских», но Глинка, полагая, что «неизвестно еще будут ли эти остатки и сколько их будет, а главное, зная из многих опытов, что подобные переводы из одних сумм в другия влекут за собою одну запутанность в отчетах», предложил Министерству финансов «ассигновать прямо». Об этом 4 января 1844 года и распорядился министр финансов, генерал от инфантерии, граф Канкрин, распределив 21744 руб. 50 коп. по годам: 1844 – 5000 руб., 1845 – 10000 и 1846 – 6744 руб. 50 коп.
10 июля В.А. Глинка получил «представление» о том, что к постройке церкви «приступлено» с 27 июня 1844 года.

24 сентября 1845 года Турьинские Рудники посетил герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Его Императорское Высочество, «не найдя там церкви, кроме сделанной забутки для фундамента, соизволил повелеть: ускорить сколь возможно возведение сего храма».

В ходе разбирательства В.А. Глинки в том, что «препятствует успеху построения означенной церкви» выяснилось: уже три раза в Богословском горном округе проводились торги, объявленные горным начальством, но на них являлись крестьяне Ярославской и Владимирской губерний, «не имея требующихся по закону в обеспечение казны ни залогов, ни заручительств от своих помещиков» и не могли быть допущены «в означенную весьма ценную и важную работу». Весь 1846 год прошел в переписке о привлечении подрядчиков между горным начальником Богословских заводов Грасгофом, помощником горного начальника Москвиным, горным начальником Екатеринбургских заводов Ахматовым, «исправляющим должность» главного начальника Горных заводов Уральского хребта Злобиным о привлечении подрядчиков и проведению торгов «к принятию работ по постройке церкви». Наконец, в марте 1847 года в присутствии всесильного Глинки состоялись торги, в которых участвовали екатеринбургский купец С. Яковлев, екатеринбургский мещанин Г. Алексеев и екатеринбургский же непременный работник П. Токарев. В результате постройку церкви «за двадцать тысяч руб. ассигнациями взять на себя согласен» оказался купец 3-й гильдии Сергей Яковлевич Яковлев, «прочия бывшия на торгах лица отказались от подряда». Но из дальнейших документов выясняется, что Яковлев не сам занимался строительством церкви, а строил ее «по особо заключенному обязательству» крестьянин села Вершилова Балахнинского уезда Нижненовгородской губернии, крепостной графов А.Д. и В.Д. Блудовых Никандр Степанович Трухин.

Пока шли поиски подрядчика горный начальник Богословских заводов, «находя строящуюся церковь слишком тесною для 8000 жителей», в декабре 1846 года направил в Уральское горное правление, составленные архитектором Шиловым, новые проект и смету (на 95596 руб. 8 ? коп. серебром!) строительства церкви, «вмещающей до 1700 прихожан». Но, вернувшийся из Петербурга, Глинка, признав «проекты неудобными к исполнению, по огромности сумм, которые потребовались бы на сооружение церкви в таком виде, как предполагает полковник Грасгоф» 27 января прекратил делопроизводство по этому вопросу.

В Петербурге Глинка 12 декабря 1846 года «заключил условие» со «свободным художником» Императорской академии художеств А.М. Максимовым и архитектором Правления 1-го округа Министерства путей сообщения Г.П. Пономаревым изготовить, «как в отношении изъящества соответственнаго назначению, так и прочности, иконостас, по рисунку, утвержденному его превосходительством».

Каменщики «екатеринбургского купца Яковлева к постройке церкви в селении Турьинских рудников явились» 28 мая 1847 года, но так как «при производстве столь значительного капитальнаго сооружения необходимо если не безотлучное, то, по крайней мере, частовременное наблюдение архитектора», то начало работ затянулось до прибытия Шилова, который только 13 мая выехал из Гороблагодатского горного округа.
Петербургские мастера, «удостоверившись» «от кого-то из горных инженеров с Урала, что церковь на Турьинских рудниках далека еще от окончания», тоже не спешили. Архитектор Министерства государственных имуществ И. Свиязев, по просьбе В.А. Глинки подключившийся к делу, в марте 1848 года писал, что «образа совершенно почти готовы, но самый иконостас попал в руки неисправного мастера, вызывающего, кажется, на посредство полиции».

Глинка обратился к генерал-лейтенанту Д.П. Полозову, в доме которого проживал Свиязев, с просьбой «обратить этого мастера к его долгу». Выяснилось, что «рещик» Владимиров, обязавшийся сделать иконостас, уехал в Новгород для выполнения другаго подряда», а Максимов и Пономарев не заключили с ним «формальнаго условия». К сентябрю с ним был «сделан» контракт, по которому «он обязался окончить иконостас к будущей зиме; иначе заплотит за неустойку». 3 декабря Глинка согласился отсрочить изготовление иконостаса еще на год, т.е. до декабря 1849 года.

Но и 3 декабря 1849 года Свиязев писал, что иконостас «все еще не окончен, т.е. не вызолочен» и оправдывался: «…я всегда был против бедных подрядчиков, которые, взяв дешево, не в состоянии бывают выполнять своей обязанности. В заказе иконостаса хорошим, хотя и бедным художникам я надеялся, что буду иметь дело не с бородочами, но с честными и благородными людьми, и вовсе упустил из виду, что они столярную и резную работу должны уже передать бородачу, который всех нас поставил в затруднительное положение». Дальше Свиязев предлагал или отправить иконостас как есть, без позолоты, или же подождать до будущего лета и в «в дополнение крайне дешевой цены, взятой художниками» прибавить им 300 рублей серебром, что «ускорило б дело лучше всех полицейских мер». В ответе на запрос Глинки горный начальник Богословских заводов, подполковник Б.И. Кениг, признавая, что художники «подрядились очень дешево», предлагал выплатить нужную сумму из денег собранных прихожанами для «украшения строющейся церкви». Тем более, что и отправлять незаконченный иконостас «нет еще необходимости по не окончании клажи церкви».

В ноябре 1850 года генерал-лейтенант В.А. Глинка, лично осмотрев в Петербурге готовый иконостас, поручил доставку его на Богословские заводы «главному смотрителю казенных металлических караванов 1850 года, титулярному советнику» Степанову 2-му. А.М. Максимову «сверх рядной платы» было выплачено 100 рублей серебром «за постановку иконостаса для осмотра, за дополнительную сверх условия резбу и за особо тщательную укупорку вещей». Также Глинка заказал ему написать для Максимовской церкви запрестольный образ Распятия Иисуса Христа.

18 декабря 1850 года Степанов 2-й доносил Глинке: «Иконостас уложен в пять деревянных ящиков частями или связками во всю величину свою; каждая часть лежит на распорках, прикрепленных к стенкам ящиков, ящики с внешней стороны обложены по бокам кошмой и по углам веревочными цыновками, для ослабления силы ударов при раскатах дороги; обшиты кругом рогожами и сверху клеянкой… Иконостас дней 10 как уложен на воза, но отправить его было невозможно, потому что не было никакой дороги, ни зимней, ни летней; сего дня, однако ж, вощики решились отправиться с транспортом, вынужденные напрасными расходами на содержание себя и лошадей».

29 марта 1851 года подполковник Кениг выдал Степанову 2-му квитанцию свидетельствующую о том, что «иконостас и иконы, для церкви Турьинских рудников, им на заводы доставлены совершенно исправно».
Из рапорта Кенига от 13 января 1853 года видно, что к этому сроку Н.С. Трухин «исполнил постройкою» и дело дошло «до освидетельствования и сдачи построенной им церкви».
В апреле 1854 года главный смотритель Уральских казенных металлических караванов Севастьянов согласно предписания В.А. Глинки (уже генерала от артиллерии) получил в Петербурге у художника Максимова написанный им запрестольный образ и с караванными чиновниками Мироновым и Падериным отправил в Турьинские Рудники.

* * *
Еще 25 июля 1853 года «исправляющий должность» горного начальника Богословских заводов, подполковник Газберг направил в адрес Глинки рапорт, прилагая планы, смету и пояснительную записку. Из пояснительной записки следует: «Святый Храм в летнее время нередко бывает окружен всякаго рода скотом, который за стенами онаго укрывается от оводу и зноя солнечнаго. Во избежание подобных случаев на будущее время местным Управлением и всеми прихожанами Церкви во имя Св. Максима Исповедника, на ихнею собственную пожертвованную сумму денег, признано необходимым построить кругом Церкви каменную ограду с чугунными решетками». Документация была направлена на «обревизование» в Строительный комитет Уральского горного правления, члены которого (в числе их уже знакомый нам архитектор Турский) несколько (на 18 руб. 29 ? коп.) исправили сметную стоимость. Строительство ограды благословил архиепископ Пермский и Верхотурский Неофит.

14 апреля 1855 года на имя Глинки поступил новый рапорт (с приложением дополнительной сметы) подполковника Газберга, гласивший: «Имею честь донести Вашему Высокопревосходительству, что прихожане вновь выстроенного в Турьинских Рудниках Храма во имя Св. Максима Исповедника желают, чтобы ограда при том Храме была выстроена с чугунными столбами, вместо кирпичных положенных по смете прежде...» Вновь «обревизованная» Строительным комитетом смета, с рекомендациями «решетку и столбики со всеми украшениями» отлить на Кушвинском или Верхнетуринском заводах, уже 16 мая легла Глинке на стол, а 28 мая Газбергу было направлено предписание: «возвращая к Вам этот проект, разрешаю исполнить оный».

Ю. ГУНГЕР, Г. САРАФАНОВА, старшие научные сотрудники Краснотурьинского краеведческого музея.

Братья и сестры! Рады приветствовать вас на сайте собора преподобного Максима Исповедника, г. Краснотурьинск, Свердловской области.

1782 год - закладка деревянного храма в Турьинских рудниках (владелец рудников Григорий Походяшин, сын основателя рудников Максима Походящина, испросил у Тобольского епископа Варлаама благословения на постройку деревянного кладбищенского храма).

1787 год - освящение храма во имя святого Преподобного Максима Исповедника (храм освящен в память Максима Походяшина и приписан к Богословскому Введенскому собору).

1795 год - храм обращен в приходскую церковь с определением в ней особого штата священников.

1829 год - деревянный храм сгорел до основания.

Трехпрестольный каменный храм во имя преподобного Максима Исповедника был основан в 1844 г. Центральный его придел был освящен в 1852, левый придел - во имя св. благоверного Князя Александра Невского - в 1861, богослужения в правом приделе - во имя святителя храмНиколая Чудотворца - начались в 1862 году. В 1935-м году храм был закрыт по распоряжению властей. В молитвенном здании расположилось множество различных советских учреждений.
После революции и до 1995 года здесь размещался кинотеатр.храм

В 1995 году, невзирая на внешний и внутренний вид вновь обретенного храма, прихожане и священники начали богослужения, попутно ремонтируя его. В 2000г. службы все же были приостановлены для восстановления церкви, - более миллиона рублей пожертвовали на это предприятия и жители города. Но главные расходы по реконструкции взяло на себя руководство Богословского алюминиевого завода, выделив все необходимые строительные материалы, рабочих и оплатив их труд.

 

храм

Осенью 2003 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил освящение центрального придела восстановленного храма.

С той поры в нем начались богослужения, которые более не прекращались ни на один день. Одновременно продолжались и восстановительные работы. На сегодняшний день все три придела полностью восстановлены для богослужений и освящены. Роспись стен, новая богослужебная утварь: все это труды и попечения городских предприятий и отдельных благотворителей.

Ныне старинный храм вновь стал архитектурной жемчужиной Краснотурьинска, воссиял во всем благолепии и красоте благодаря общим трудам уральцев.

 

 

храмхрам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.