Таинство Крещения

Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатно Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова.

Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28, 19).

Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие", сказал Сам Господь (Иоан. 3, 5).

Для принятия крещения необходимы вера и покаяние.

Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом. А то, что благодатные дарования даются по вере других, нам дано указание в Евангелии, при исцелении расслабленного: "Иисус видя веру их (принесших больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои" (Марк. 2, 5).

Сектанты считают, что нельзя крестить младенцев и осуждают православных за совершение таинства над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами (христианское крещение названо "обрезанием нерукотворным" - (Колос. 2, 11-12); и апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него.

Сам Господь сказал: "пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Лук. 18, 16).

Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Ефес. 4, 4).

 

 

Часто задаваемые вопросы:



1. Что происходит, с богословской точки зрения, в момент Крещения с душой человека?

В Таинстве Крещения душа человека освобождается от первородного греха и соединяется со Христом, получая бессмертие и вечную жизнь. Крещение есть, как сказано в Евангелии, рождение свыше. Очень важно знать, что все великие дары Божий, которые мы получаем в Крещении, не есть нечто окончательное, конечное, совершенное. И после Крещения люди остаются подверженными греху и страстям, болезни и физической смерти. Но в Крещении человеку дается семя благодати Божьей, возможность взращивать это семя; человек получает полную нравственную свободу, в его руки возвращается невозможная у некрещеного полная власть над собою. Крещение, как и любое Таинство, представляет собою взаимное действие Бога и человека: Бог дарит нам Себя, а мы, в свою очередь, приносим Богу обеты - жить по-христиански, и воплощаем это обещание в наше повседневное существование.

2. Снимается ли полностью при Крещении первородный грех или же мы только получаем возможность избавиться от него в дальнейшей жизни по заповедям Христовым? Выходит, что сам по себе факт Крещения ничего не меняет и первородного греха не уничтожает?

Крещение как раз меняет все, и первородный грех, им понимаемый как пропасть, как стена между человеком Богом, уничтожается полностью. Но в нас остаются последствия первородного греха, то есть поврежден и человеческой природы. И вот это повреждение человек должен исправлять уже сам, своим нравственным, и духовным и молитвенным трудом. Бог дает нам для этого силы - без Крещения никто не может найти таких сил, как бы он не старался исправить себя. Многие и крещеные люди весьма нравственны и добродетели) но совершенной чистоты человек сам по себе не может достичь, это возможно только в том случае, если он е единится с Богом. Благодатную помощь Божию мы и ходим в Таинствах Церкви, в поучении в Священном Писании, в молитве, и особенно - в исполнении Христовых заповедей. Факт крещения - начало духовной жизни без него все вышеперечисленное невозможно.

3. Насколько мне известно, в древности крестили только взрослых, чтобы принятие Христа было осознанным, теперь принято крестить младенцев, но где же в таком случае свобода выбора? Выходит, ничего не разумеющих силу своего малого возраста детей принуждают принимать христианство.

На самом деле Церковь в своем исконном смысле, в своем учении, до сих пор требует, чтобы принятие Христа, совершаемое в Таинстве Крещения, было осознанным. С другой стороны, Церковь рассматривает семью как малую, домашнюю церковь, что предполагает крещение всех ее членов - и младенцев в том числе. Крещение детей совершается Церковью под одним, очень строгим и непременным условием - чтобы дети, крестившись, росли и воспитывались в христианской среде. К великому сожалению, в наше время все это часто не соблюдается; крестят детей не потому, что Христианская семья чувствует без этого свою церковную неполноту, а по каким-то иным, внешним традиционным ("мы русские, значит - православные") или даже магическим ("чтоб ребеночек не болел") соображениям.

Если же семья христианская, то в Ней дети крестятся именно сознательно, по вере родителей, и это с церковной точки зрения глубоко правильно и хорошо. Рассуждения о том, что "родители принижают за детей решения, лишая их тем самым свободы выбора", неверны. Родители несут за своих детей полную, не исключающую никаких сторон человеческой жизни, ответственность. Так устроено Богом, И совершенно непонятно, почему надо лишать родителей прерогативы религиозного воспитания своих чад. Если продолжить эту логику, то родители не должны детей учить, содержать, лечить и даже кормить, потому что нередко это все делается против воли самих детей.

Подобные вопросы задают часто, и всегда в них смещается акцент - с действительной проблемы, христианская семья или нет, на мнимую «свободу выбора» неразумных младенцев.

4. С какого возраста можно крестить маленьких детей?

С любого. Главное - не возраст, а верующая семьи и "гарантированное" христианское воспитание, которое получит крещаемый ребенок. А под христианским воспитанием понимается не принуждение детей лишь только к внешней церковности, но прежде всего привитие маленькому человеку евангельского мировосприятия любви к Богу и людям.

5. Совсем недавно я стала православной христианкой. Теперь хочу исповедоваться и причаститься. Все ли грехи (в том числе и смертные) надо исповедовать, которые совершены были до Таинства Крещения?

Все Ваши грехи, которые Вы совершили до Крещения, прощены Вам в этом великом таинстве, поэтому исповедовать их нет нужды. Но если Ваша совесть все же чувствует беспокойство от этих грехов, то вполне можно их исповедовать, сказав священнику, что они совершены вами до Крещения, что Вы в них раскаиваетесь, и будете стараться ни в коем случае их не повторять.

6. Одна моя знакомая говорит, что при Крещении младенцев не разрешается присутствовать матери крещаемого. - Почему? - Ведь ребенок может испугаться в отсутствии матери, для него это будет большим стрессом. И потом кто, кроме матери сможет его успокоить?

Дело в том, что в старину существовал обычай крестить детей на восьмой день, а женщина могла посещать Церковь только спустя сорок дней, тогда над ней прочитывалась специальная молитва. Соответственно присутствовать на Крещении своего ребенка она не могла. Сейчас же, если Крещение совещается спустя сорок и более дней после рождения, то мать может и должна присутствовать во время Таинства. Никаких препятствий к этому нет. Запрет присутствовать матери при крещении своего ребенка весьма распространен. Лишать мать возможности участвовать Таинстве Крещения своего собственного чада - это большое заблуждение, которому не должно быть места в Христовой Церкви.

7. Я человек неверующий. У моего товарища родился сын и он (товарищ) хотел, чтобы я был крестным отцом малыша. Могу ли я, как неправославный, быть крестным отцом? Обязан ли я для этого принять христианство?

Если Вы не православный, то, конечно никак не можете быть восприемником младенца при крещении в Православной Церкви. Становиться христианином можно только ради себя, если есть вера во Христа и внутренняя потребность соединиться с Ним и обрести в Нем полноту жизни, счастье, мир и бессмертие. Никакие иные соображения здесь не могут быть уважительны. Боюсь, Ваш товарищ не понимает, что он хочет делать с ребенком, если он приглашает человека, о неверии которого ему известно, быть крестным. Смысл крестного отцовства - отвечать перед Церковью за христианское воспитание своего крестника.

8. Мы хотели бы окрестить нашего сына. Скажите: кто может быть крестными родителями?

Прежде всего вы сами должны быть верующими людьми, и сознавать, что, крестя вашего сына, вы соединяете его со Христом и несете полную ответственность за это как перед Богом, так и перед вашим сыном. В обязанности крестных родителей входит - поручиться перед Церковью за христианское воспитание ребенка и помогать родителям осуществлять таковое воспитание. Понятно, что крестные,
во-первых, должны быть зрелыми и опытными христианами,
во-вторых, у них должна быть возможность христиански влиять на своих крестников.

Таковы строгие требования Церкви. Ныне же большинство родителей - нехристиане, в том смысле, что они живут «как все», по стихиям мира сего, а не по Евангелию. Никаких усилий по христианскому воспитанию они к своим крещенным детям прикладывать не собираются. И крестных такие родители подбирают не по церковным критериям, а "по знакомству"; так же, как и родители, большинство крестных не имеют ни малейшего представления, что требует от них церковное действие, на которое они "по дружбе" соглашаются. В этих условиях смысл крестного отцовства или материнства совершенно теряется.

9. Недавно узнала от свекрови, что мой муж был окрещен своей бабушкой заочно, с согласия свекрови без его ведома, мужу было лет 10-11. Правильно ли это или нужно обряд крещения провести по правилам?

В случаях, когда нет уверенности в правильности совершенного Крещения, и, разумеется, при серьезном намерении Вашего мужа быть христианином, вам нужно обратиться в ближайший храм к священнику, рассказать ему ситуацию, и он совершит Таинство заново, под условной формулой «ели не крещен».

10. Я слышал, что Таинство Крещения может совершить мирянин, но при каких-то особых обстоятельствах. В сих случаях Таинство Крещения может совершить мирянин, и что он для этого должен сделать?

Особые обстоятельства - когда человеку грозит смерть, и он желает креститься. В таком случае любой мирянин, сознательный православный христианин, по возможности должен кратко испытать веру этого человека и совершить его крещение, то есть троекратно погрузить в воду со словами "крещается раб Божий (или раба Божия) (назвать имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь". Если нет возможности полностью погрузить крещаемого в воду, то можно трижды окропить его водой. Известны ситуации, когда не было ни капли воды, тогда крестили песком, землей. Но это, конечно, крайние случаи. Если после принятого "экстремального" Крещения человек остается в живых, то при первой возможности ему надлежит обратиться и храм, рассказать священнику о произошедшем, и священник дополнит совершившееся крещение Таинством Миропомазания и положенными молитвами.


  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.