Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это Таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.
Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это Таинство: "взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание" (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).
Так Иисус Христос, установив Таинство Причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: "сие творите в Мое воспоминание".
В беседе с народом, Иисус Христос сказал: "если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в нем" (Иоан. 6, 53-56).
Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело и в истинную Кровь Христову.
Хлеб для Причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно Тело Его, глава которого есть Сам Христос. "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба", говорит апостол Павел (1 Кор. 10, 17).
Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако, св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.
Таинство Св. Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит "благодарение".
К таинству Св. Причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем - Исповедью, т. е. очищением своей совести в Таинстве Покаяния.
Приготовление это ( в церковной практике оно называется говением ) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т. е. телесная чистота и ограничение в пище ( пост ). В дни поста исключается пища животного происхождения – мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.
В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Затем читается канон ко святому Причащению.
После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.
Перед Причащением необходима исповедь – вечером, или утром, перед Литургией.
Часто задаваемые вопросы:
1.Словосочетание "Тело и Кровь Христовы" несколько режет слух. Почему Святые Дары носят такое название? У многих людей оно вызывает неприятные ассоциации.
Святые Дары носят такое название, во-первых, потому, что так их назвал Сам Христос, а во-вторых, потому, что эта формулировка точно, прямо и недвусмысленно показывает саму сущность Святых Христовых Тайн.
Что же касается того, что "режет слух" - в христианстве вообще очень много чего режет не только слух, но и вообще устои существования большинства людей. Возьмите начальные, элементарные христианские вещи - не блудить, быть целомудренным; не гоняться за деньгами, используя людей как цель; быть просто порядочным человеком; судить себя и жизнь по Евангелию - все это может быть чрезвычайно неприятно современному человеку. Истины Христовы острее бритвы, и это факт, с принятия которого, собственно, и начинается христианская жизнь.
2.Я верующий православный христианин, но в церковь хожу редко. Слышал о том, что если человек не исповедуется и не причащается, он не может считаться настоящим членом Церкви Христовой. Я хотел бы знать, зачем нужно причащаться, если и без этого я верю и чувствую свою причастность к Русской Православной Церкви?
Должен Вас огорчить. Ваша оценка самого себя как "верующего православного человека" не соответствует действительности. Не совсем понятно, что Вы подразумеваете под "чувством принадлежности к Русской Православной Церкви" (освящение куличей? окунание в прорубь в ночь под праздник Богоявления? радость о победе св. Димитрия Донского на Куликовом поле?), но если Вы только "слышали" о том, что христианину необходимо часто исповедоваться и причащаться, не понимая при этом, зачем это нужно, то Вам необходимо "снизить планку" Вашей самооценки и счесть себя только лишь, вступившим на церковный порог. Это позволит Вам начать учиться христианской жизни: прочитать Новый Завет, святоотеческие книги (рекомендуют начать со святителя Феофана Затворника) и церковно-научную и церковно-практическую литературу; спрашивать, если Вам что непонятно, священников ближайшего к Вам храма, влиться в жизнь церковной общины. Тогда Вы обретете подлинную причастность ко Христу и Его Церкви, и заданный Вами вопрос отпадет.
3. Я - новоначальный христианин. Долгое время никак не мог решиться приступить к Святым и Страшным Христовым Тайнам. Сейчас чувствую, что внутренне готов этому шагу. Но, как я знаю, необходимо как-то готовься к этому Таинству. В чем заключается подготовка Причастию?
Главная подготовка уже совершилась в Вашей душе - то Ваша готовность приступить ко Христу. Надо знать, что самое важное - алкать и жаждать Христа, не только осознавать, но и чувствовать всем своим существом, что без Него нет жизни, что только приобщаясь к Нему, мы получаем свет и смысл существования, силу, крепость, разум, здоровье, мир, радость, счастье, любовь и бессмертие. Не всегда душа человеческая может пребывать на такой высоте, и, я бы сказал, "остроте" осознания этого. Поэтому для того, чтобы восстанавливать, "возгревать" в душе чувство жажды жизни во Христе, Церковь предлагает и внешнюю подготовку, заключающуюся в воздержании, отрешении, по возможности, от бытовой суеты, усиленной молитве, посещении богослужений и чтении молитвенного Правила перед Причащением. Смысл всех этих правил в то ,чтобы помочь душе придти в соответствующее духовное настроение.
4. Последнее время меня очень волнует один вопрос. Он возник после того, как я поймал себя на мысли, что не глубоко ощущаю момент принятия Святых и Страшных Христовых Тайн. Все происходит несколько механически, без глубокого осознания. При таком, поверхностном по сути дела отношении к Причастию, не возникает ли ситуация, что оно только "в суд и осуждение"?
Обычно христианин причащается с великой духовной радостью и воодушевлением. Но не всегда мы во время и после Причащения испытываем те или иные чувства. Это происходит по двум причинам: во-первых, Сам Господь скрывает их от нас, чтобы мы искали не "чувств", а жизни во Христе, а она свидетельствуется прежде всего решимостью и силой исполнять Его заповеди; во-вторых, душа человеческая - не раз и навсегда заведенная "машинка"; она может и уставать от духовного напряжения; в моменты такой усталости душа не в состоянии отчетливо ощущать духовные вещи. Здесь нужно смотреть по ситуации. Если Вы причащаетесь регулярно и часто, то возможно дать себе некий отдых и пропустить Причастие один или два раза. Если это - испытание от Господа, то нужно постараться выяснить, какова его причина. Дело в том, что Причащение Святых Христовых Тайн не должно рассматриваться "в отрыве" от всей христианской жизни. Главнейший критерий ее правильности - христианский взгляд на все, вплоть до самых мелочей нашего существования, и возможность во всех этих мелочах (не говоря уже о более "крупных" вещах) применить и исполнить заповеди Христовы. Если наше нравственное чувство все более и более утончается, если мы судим обо всех сторонах жизни все более и более правдиво и евангельски, если мы реально начинаем исполнять заповеди Божий, если осуждение и недовольство людьми от нас постепенно отходит и заменяется жалостью, сочувствием, состраданием, пониманием, любовью, если в нас все более и более усиливается жажда жизни со Христом - то мы должны осознать в этом плод действия Тела и Крови Христовых, которым мы более или менее часто приобщаемся. Если же для нас Причащение - нечто, никак довлеющее, и никак не влияет на нашу христианскую жизнь, то не только те или иные духовные чувства перестанут ощущаться нашей душой, но и, действительно, "раздвоение" между Таинством и жизнью может послужить нам в суд и осуждение. Причащение Святых Тайн неотделимо от евангельской жизни - вот главное, о чем нужно помнить. А то бывает так, что человек полон ненависти к, скажем, людям другой национальности, или к тем, кто мыслит о частностях церковной жизни чуть иначе, чем он, и т.п. И вот такой "ревнитель православия", считающий даже порой эту свою ненависть делом правым, подходит к Чаше и вкушает Тело и Кровь Бога Любви... естественно, ничего хорошего из этого получиться не может.
6. Принимая Святые Тайны, очевидно, что этот день мы должны провести как-то особенно. Что говорит по этому поводу Церковь? Как нужно себя вести весь оставшийся день, после причастия? Правда, что в этот день нельзя работать? Я слышала, что даже говорить в этот день нежелательно, чтобы не растерять полученную благодать. Это так?
Действительно, после Причастия не хочется рассеиваться, душа требует провести хотя бы первое время после приобщения Христу в уединении, сосредоточении, благоговении, некотором отдыхе от всякой суеты.
Но дело не в работе. "Растерять благодать" (если уж употреблять этот термин) можно лишь от греха; если же Ваши обстоятельства понуждают Вас что-то делать, или с кем-то общаться, то и делайте это - безо всякого смущения. А "особенное" для людей внешних, но обыкновенное для христиан ровное, мирное, немногословное, молитвенное и радостное для ближних провождение времени должно быть не только в день Причастия, но и во все дни нашей жизни. И это тот критерий, по которому мы можем узнать степень "духовной пользы", которую, в числе прочего, доставляет нам Таинство Евхаристии.
7. Как часто для православного христианина необходимо причащаться?
Это вещь индивидуальная. По церковным правилам - не реже, чем один раз в три недели. Для сознательно живущего христианина невозможно причащаться реже, чем один раз в месяц. Многие причащаются и чаще: раз в две недели, или и каждую неделю. Здесь необходимо сказать, что не само по себе частое причащение имеет значение, а христианская жизнь, которую ведет человек. То, как часто христианин причащается, должно исходить не из какой-нибудь "схемы" ("непременно, во что бы то ни стало, невзирая ни на что, причащаться раз в десять дней"), а из внутренней потребности христианина. Чем чище, духовнее и нравственнее его евангельское существование, тем большую и частую он испытывает потребность приобщаться Христу. Поэтому исходить в этом вопросе нужно именно из христианской жизни, ее полноты и напряженности, а не из каких бы то ни было иных соображений.
8. У меня, к сожалению, нет возможности посещать воскресную службу. В любой ли день есть Литургия, когда можно причащаться взрослому человеку?
Если в храме совершается ежедневное богослужение (бывают церкви, в которых служат только по воскресным и праздничным дням), то, кроме понедельников, вторников и четвергов Великого Поста, Вы, должным образом подготовившись, беспрепятственно можете причащаться Святых Христовых Тайн.
9. Зачем во время принятия Святых Христовых Тайн руки складывают на груди?
Такова церковная традиция - в знак благоговения перед Телом и Кровью Христа мы крестообразно складываем руки на груди.
10. Подходя к Чаше, я часто сталкиваюсь с тем, что постоянные прихожанки, как правило, бабушки, настаивают на том, чтобы первыми причащались мужчины. Почему принято к причастию первыми пропускать мужчин? И принято ли? - может, это очередные правила, установленные самими "бабушками"? Объясните, пожалуйста, смысл этого установления.
Дело здесь вовсе не в бабушках. Это изначальная церковная традиция - когда мужчины первыми подходят к Таинству. Современное "эмансипированное" сознание может усмотреть здесь даже и своеобразную "дискредитацию" женского пола... но в Церкви все зиждется на библейских основаниях, согласно которым, хоть женщина нисколько не "хуже" и не "ниже" мужчины, но сначала был сотворен Адам, а затем Ева, и мужчина имеет, так сказать, "первенство чести", которое и проявляется в церковном чине.
11. Меня давно волнует один вопрос, но у священника на исповеди как-то неловко об этом спрашивать. Входит лив пост перед принятием Святых Таинств воздержание от супружеской близости?
Да, подготовка к Причастию предполагает непременное воздержание от супружеской близости за несколько дней (минимум - один-два дня) перед участием в Таинстве.
12. У меня маленькая дочь. Скажите, пожалуйста, распространяется ли на маленьких детей запрет на принятие пищи и воды перед причастием? Я слышал, что младенца перед причастием полагается не кормить и не поить с полуночи. С какого возраста?
Ровно с того возраста, с которого ребенок может без напряжения выдержать отсутствие еды и питья. Очевидно, что это никак не может относиться именно к младенцам. Категорически нельзя превращать для детей Церковь в изуверство. Дисциплинарные правила Церкви относятся к взрослым людям, на маленьких детей они не распространяются.
13. Я столкнулась с такой ситуацией, что на Литургии Преждеосвященных Даров мне отказали в причащении младенца; взрослые же причащались. Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не могут причащаться младенцы, но только взрослые?
Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.
14. Мы несем к причастию маленьких детей, идем сами и все причащаемся из одной ложки, которую священник до конца даже не опускает в Чашу. Как быть, что делать?
Ничего не делать, а главное - не волноваться. Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Чашу: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевал. Это величайшее Таинство Церкви, данное нам в числе прочего и во исцеление души и тела; и Господь не посрамляет веру христиан.
15. Зачем Причастие запивают так называемой "теплотой" и заедают кусочком просфоры?
Для того, чтобы в устах не оставалось ни малейшей частицы тела и Крови Христовой, и чтобы случайно не произошло неблагоговейное с ними обращение (когда, например, человек покашляет, и частица Святых Дарон вылетит изо рта). Этим Церковь подчеркивает свое величайшее почитание Святых Даров, оберегая малейшую часть их как зеницу ока.
16. Можно ли после причащения Святых Тайн прикладываться к руке священника и к иконам, а также совершать земные поклоны? Я слышала разные мнения на этот счет.
Обычно в знак величайшей духовной радости причастник не делает земных поклонов в день причастия (тем более если оно совпадает с воскресным или праздничным днем). Но если в душе есть потребность сделать земной поклон, то никакого препятствия, особенно в домашней обстановке, к этому нет. Прикладываться к иконам, руке священника, кресту и прочим церковным святыням после причастия вполне можно.