Обращение настоятеля Воскресенского храма г. Новая Ляля иерея Николая Мелехина к участникам муниципального этапа ХХХ Международных Рождественских Образовательных Чтений в Новолялинском городском округе

Докладчик: иерей Николай Владимирович Мелехин, магистр теологии.

Уважаемые коллеги — участники муниципального этапа XXX Международных Образовательных Рождественских Чтений в Новолялинском городском округе! Сердечно приветствую всех вас!

Сегодня мы собрались на площадке нашего форума, чтобы обсудить насущные проблемы нравственного воспитания и сохранения традиций, присущих нашему народу.

Проведение муниципального этапа стало возможно поддержке со стороны Администрации Новолялинского городского округа в лице Бондаренко Сергея Александровича и Управления образованием Новолялинского городского округа в лице Морозовой Ларисы Петровны. Сердечно благодарю вас и ваших сотрудников за оказанную поддержку и конструктивную работу! Это свидетельствует о том, что Церковь и государственная власть, как социальные партнеры, вместе стремятся решать задачи преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества.

Уважаемые участники нашего собрания! Тема, предложенная к рассмотрению в этом году, это «К 350-летию со дня рождения Петра 1: секулярный мир и религиозность».  Мы не будем перечислять основные свершения и роль Петра Великого в истории нашей страны. Все это мы в разной степени знаем из светских учебников по истории. Тем более наша встреча носит скорее не учебный или отчетный характер, а более как дискуссионно-образовательную площадку. Мы предлагаем взглянуть на исторический период эпохи Петра 1 со стороны истории Церкви. Тогда у нас появится более объемный взгляд на произошедшие события.  

Церковные историки неоднозначно высказывались о реформах Петра Великого. Одни отмечали положительную сторону, указывая на движения в сторону соборности и активную государственную поддержку социальной и миссионерской деятельности. Другие отмечают разрушительный для православия характер, видя в реформах объединение Церкви с государством по примеру протестантских стран, в частности Англии [1].

Если мы взглянем на историю поглубже, то увидим, что Петр 1 получил страну с глубоким церковным кризом. Церковь не могла еще преодолеть последствия внутреннего раскола. Так как система образования находилась в то время в ведении духовенства, то в стране сложился и кризис системы образования. Как следствие, Россия XVII века значительно отставала от западного мира по уровню социально-экономического развития. Из-за нехватки специалистов, не было в стране сильной армии, промышленности, строительства. После потери выхода к Балтийскому морю, практически не развивалась внешняя торговля.

Начавшаяся война со Швецией требовала большого числа командиров-специалистов в военном, морском, инженерном деле, а значит создания светских военных школ. За сравнительно короткое время по указу Петра были открыты Артиллерийская, Инженерная, Навигационная школы, Морская Академия, медицинское и другие училища, призванные дать технически грамотных специалистов. Старая школа, подчиненная Церкви, не могла справиться с этой задачей. Наряду с военными создаются и гражданские учебные заведения. В огромных количествах стала переводиться техническая, гуманитарная и светская литература. Из-за отсутствия местных специалистов в большом масштабе стали приглашаться иностранцы (преимущественно немецкие и голландские протестанты), что привело к изменению религиозного ландшафта как страны, так и влиянию протестантизма на русскую науку и культуру в частности.

Распространение новой светской культуры проявилось сферах жизни русского общества, как зрелищные массовые мероприятия, триумфальные шествия, публичный светский театр. Происходят кардинальные изменения, вызванные отказом от регулирования Церковью правил поведения в быту. Для дворянских юношей и девушек издаются правила поведения в обществе, которые кардинально отличались от допетровских. Дворянство устраивает в своих домах маскарады, танцы, театральные постановки.  Петр издает указ об «Ассамблеях», согласно которому повелевалось вечерами устраивать в дворянских домах собрания с танцами, играми в карты, шахматы, курением табака. На этих ассамблеях должны обязательным образом присутствовать женщины-дворянки.

В мирском обществе культивируется человек «открытый» не только в смысле раскованного поведения, но и в смысле неопределенной ценностной ориентацией, в которой нет никаких духовных ценностей и приоритетов. Человек, стремящийся ко всему новому и с легкостью забывающий старое. Относящийся к традициям как «традициям», отстранившись от них[2]. Усвоив протестантскую религиозность, Петр стал рассматривать веру как необходимый инструмент помощи в делах земных, Церковь же – как помощницу в деле утверждения государственного могущества, сводя цели христианской жизни с Небес на землю[3].

С начала XVIII века процесс модернизации в России протекает прежде всего в секуляризации социально-политической системы, экономики и образования. Секуляризация - это утрачивание влияния религиозных ценностей и замена их на новые, светские.

Петровы реформы не только подчинили духовное мирскому, они лишили высшей легитимности государственную власть. Перевороты сначала дворцовые, а потом общенародные стали приметой нашего национального бытия. И речь ведь не только о политике. «Все начали воевать друг против друга. В Россию была заложена мина колоссальных социальных конфликтов, и все последующее развитие страны шло под этим самым знаком – знаком скрытой социальной опасности. В конце концов, все это рвануло кровавыми революциями XX века», – отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В итоге, в ходе реформ Петра Великого, Россия получила современную промышленность, Армию и Флот. Создала новую систему образования, по типу протестантской. Получила новую государственную идеологию в объединении, а если быть точнее, в подчинении Церкви государству. Создала сильную экономику, промышленность, одержала военные победы, вышла на мировой рынок. Но взамен, отвернувшись от своих традиций и ценностей и повернувшись к западным, общество углубилось в новый раскол. С одной стороны, стоял идеал нового человека, «свободного» от ценностей и святынь общества.  С другой – человек крепко держащийся за религиозные устои своего народа.

И если мы проведем параллели Петровской эпохи с нынешним временем, то увидим, то что мы на рубеже 21 века переживали что-то подобное. Мы бездумно копировали различные бездуховные западные праздники типа Хэллоуина или дня «святого» Валентина. Обращаемся к языческим гороскопам, чтобы узнать будущее и радуемся новому году крысы или свиньи, отдавая себя под власть древневосточного дракона. Приходя в любой книжный магазин, мы встречаем обилие различной эзотерической и псевдопсихологической литературы, обещающей нам открыть «путь к себе» и выстроить отношения с близкими. В конце концов мы идем на платные «тренинги личностного роста» очередного «успешного» прозападного психолога (философа, бизнесмена), получив полное смятение в своей душе.

Бегая за призрачным счастьем, мы пробегаем мимо православного храма, часто стоящего на возвышенности и видимого с любой точки города.

Список литературы.

  • Л. А. АНДРЕЕВА. Общественные науки и современность, № 4, 2006, C. 88-99. СЕКУЛЯРНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ В ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ ПЕТРА I.

2.  Там же.

3. Первушин М.В. Религиозность Петра I. // https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovoj/hristianstvo-vek-za-vekom-ocherki-po-istorii-hristianskoj-tserkvi/18_3


  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.