Докладчики:
Янушкявичене Ольга Леонидовна – доктор педагогических наук, доктор математических наук, профессор кафедры социальной педагогики ПСТГУ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Беленчук Лариса Николаевна — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института теории и педагогики РАО (Москва), старший преподаватель кафедры общей педагогики педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Отношение различных людей к деятельности императора Петра I очень противоречиво. С одной стороны, все признают, что Петр I в экономическом отношении вывел Россию на принципиально более высокий уровень. С другой стороны, его обвиняют в том, что он «лишил русских своего лица», ввел формальное отношение к духовным вопросам, способствовал проникновению схоластики в духовное образование, что в совокупности и привело русский народ к трагедии революции 17-го года.
Рассмотрим исторические события более подробно и начнем с более раннего времени – когда на Руси закладывались основы нового просвещения.
Преподобный Сергий Радонежский своей жизнью показал необходимость внутренней духовной жизни, «умного делания».
Русский исихаст преподобный Нил Сорский принял постриг в Кирилловом монастыре, где монашеская жизнь велась по заветам преподобного Сергия. Однако к тому времени Кириллов монастырь уже пользовался вниманием великих князей и начал богатеть, что, по мнению молодого Нила, не сочеталось с глубокой монашеской жизнью. Он решил совершить паломничество на Восток: в Палестину, Константинополь и Афон, где и познакомился с трудами синаитов, в частности, с «Лествицей» Иоанна Лествичника. Нил Сорский писал [5], что «умная молитва – превыше всего в деятельности иноческой, равно как любовь Божия есть глава всем добродетелям. И тот, кто безстудно и дерзостно домогается внити к Богу, чтобы беседовать с ним чисто и вселить Его в себя с понуждением…».
Часто противопоставляемый Нилу Сорскому Иосиф Волоцкий, на самом деле, не был с ним в конфликте.
Позиция двух русских святых преподобного Нила Сорского и преподобного Иосифа Волоцкого была абсолютизирована и политизирована их учениками. В первой половине XVI века происходило противостояние и открытые полемические «сражения» между приверженцами двух богословских направлений, условно называемых «нестяжателями» и «иосифлянами». В монастырской жизни появились нестроения, которые оказали влияние не только на духовное воспитание, но и на дальнейшую судьбу России.
Понятия «осифляне» и «нестяжатели» были лишь удобными прикрытиями, под которыми прятались совсем другие участники и маскировались иные серьезные проблемы в церковной жизни. Что же касается некоего разделения в самой практике монашеской жизни и путей духовного спасения, то оно вовсе не означало, что в общежительных монастырях не могло быть достойных подвижников.
Подоплека этого вопроса весьма давняя и многоплановая. Еще в Евангельском повествовании говорилось о возможности двух путей духовного возрастания: пути Марии и Марфы.
Первый путь — это путь внутреннего делания, возможный лишь при решительном внешнем и внутреннем отказе от мира. «Это возвышенный путь причастников Фаворского света, мистического опыта монахов-исихастов» [3], предполагающего изменение человеческой природы под действием благодати. Подвижник здесь преодолевает в себе «мир», свою природную «падшесть» через преображение.
Второй путь – это путь освящения мира «на путях внешней работы в нем» [3], путь социального делания. Это установка, связанная с возможностью санкционирования Церковью сакральных изменений тех или иных явлений, вещей и сторон земной жизни через освящение.
Благодатную уверенность «священнобезмолвствующих», «для которых «христианская вера предполагает личный опыт общения с Богом», в полной мере впитало в себя раннее русское монашество. Пустынножительство и «умное» молитвенное делание широко распространилось по Святой Руси и к XVI веку заявило о себе движением «заволжского старчества». Это было движение монахов-исихастов, последователей учения преподобного Нила Сорского» [3].
«В типе религиозного сознания иосифляне, по большей части, отнюдь не были оппонентами "нестяжателей", как и святой Иосиф не был оппонентом святого Нила. Оба течения держались русла, основанного прп. Сергием Радонежским» [6, 223], в монастыре которого сочетались оба указанных пути духовного возрастания. «Доказано, что истинные ученики и воспитанники Иосифа Волоцкого охотно переписывали сочинения Нила Сорского» [3] и в их рукописной традиции Нил назван не иначе, как «великий старец» [2, 314–315]. И это вовсе не удивительно, поскольку и сам преподобный Иосиф, например, во введении к своему знаменитому произведению «Просветитель» целиком использовал труд преподобного Нила - «Послание некоему брату».
Общежительный монастырь мыслился преподобным Иосифом также как школа аскетического воспитания, шаг за шагом ведущая инока по ступеням духовного совершенствования. Различие в монастырской жизни заключалось в основном в том, что Иосиф Волоцкий увлекся идеей «симфонии» Священства и Царства и ориентировал жизнь в общежительном монастыре на социальное служение, для чего, собственно, ему и нужна была монастырская собственность.
Но в дальнейшем ситуация в стане последователей прп. Иосифа стала развиваться «при активном участии иных сил - на карту были поставлены огромные материальные богатства, и вопросы пути спасения души», духовного возрастания и воспитания отошли на второй план [3]. Главными стали вопросы «отношения к монастырским имениям, землям и вотчинам и к крепостному люду» [3]. «Осифлянством» стали называть дух стяжания и непомерных мирских попечений под благовидным предлогом «заботы об интересах Церкви и государства». В монастырской жизни это выразилось в направлении развития монастыря в русле приоритета материального богатения в ущерб стяжанию духовных дарований. Иосифляне получали все больше места не только в церковной, но и в политической жизни страны.
Окончательное падение движения «старцев-нестяжателей» произошло после Соборов 1553-1554 годов. Предлогом для их обвинения стала абсурдная параллель, проведенная между учением Нила Сорского и «ересью люторской, явившейся на церковные догматы» [1, 334]. Страх перед европейской реформацией, как раз в это время ликвидировавшей «земельные и иные владения католической церкви» [4], лишил мудрости многих российских церковных иерархов. В ссылки и строгие заточения были отправлены все наиболее видные «старцы нарочитые, в жительстве нестяжательном просиявшие и писаньем священным искусные» [4]. Торжество «осифлянства» было полным. Тем самым, передача традиции духовного возрастания, заключающаяся в аскетических подвигах вдали от мира, стала затруднена, и подвижникам, выбиравшим этот путь, приходилось полагаться на свой собственный опыт. Кроме того, введение накопления Церковью богатств в правило косвенно оказывало влияние на весь процесс духовного воспитания, так как неотмирность христианства и его устремленность к высшим духовным ценностям отныне становилась для обывателя неочевидной, и духовное воспитание теряло важную часть своей основы.
Царь, а в его лице – светская власть, получили возможность и санкции контроля духовной жизни, в частности вопросов духовного воспитания. Следует «подчеркнуть, что «по Иосифу» царь сам находится под Законом Божьим и власть его «от Бога» лишь пока он праведен. «Строптивому» царю и повиноваться-то не следует» [3], поскольку он «не Божий слуга, но диавол, и не Царь, а мучитель». Однако на деле никто не занимался проверкой праведности царя, хотя бы в силу того, что отныне царь был признанным обладателем власти не только в государственных, но и в духовных вопросах. Отчасти это санкционировалось самой природой монархической власти, при которой монарх как несущий ответственность за весь народ и государство, в свою очередь, отвечает за страну перед Богом.
Преподобный Иосиф был последователем византийской идеи «симфонии» Священства и Царства. Это была «установка на некое наступательное преобразование миропорядка посредством его освящения, освящения мира, власти, государства и самой личности императора-помазанника» [3]. Укоренилось понимание исторической роли Руси как «Третьего Рима». В дальнейшем традиция освящения приобрела на русской почве черты некоего «магического средства спасения» [3], трансформируясь в конечном итоге в «обрядоверие». В духовном воспитании акцент стал делаться не на очищении сердца и устремленности к высшим духовным ценностям, а на правильном исполнении обрядов. Именно это обстоятельство послужило внутренней причиной происшедшего впоследствии церковного Раскола.
Освящение самого «обряда, его догматизация произошли на Стоглавом Соборе» [3] (Стоглаве), одновременно с окончательным отвержением «нестяжательства». «Отныне все будущие начетчики и «ревнители» старины уверенно объявляли всякое изменение обрядовой стороны церковной жизни ересью» [3], что в дальнейшем и привело к тяжкой трагедии русского Раскола.
В начале XVI века практика умной молитвы и аскетики значительной части русского монашества давала мистический опыт непосредственного богословского знания. Однако из-за внутрицерковных разногласий исихастское святоотеческое Возрождение не смогло состояться.
Семнадцатый век в культурном плане стал переломным как для Западной Европы, так и для Русского государства. Церковный раскол оказал сильное влияние на духовное воспитание. Патриарх Никон, хотя и действовал с самыми благими намерениями, нанес удар русской приверженности традиции в духовной жизни. С точки зрения многих русских людей была поругана верность вере предков. Людей, которые могли бы подняться над приверженностью букве и понять, что реформы Никона не означают измены вере, было не так уж много, поэтому в основном за ним пошла верхушка церкви или люди, несколько равнодушные к проблемам веры. Так как никонианство одержало верх, а раскольники были гонимы и физически уничтожаемы, церковный раскол изменил духовную атмосферу в Русском государстве и создал условия для постепенного проникновения в него идей Просвещения. Элементы рационализма и формализма, уже встречавшиеся в практике духовного воспитания в XVI веке, в последующие века получили свое теоретическое оформление.
С развитием книгопечатания книга уже перестала быть редкостью и ценностью, перед которой меркли все богатства казны; массовое тиражирование ее привело к широкому распространению печатных текстов. Появились книги светского содержания. В связи с тиражированием изданий, изменением содержания книг, постепенно менялось и отношение к книжному слову. Оно перестало выражать безусловную, бесспорную истину, и книга постепенно теряла свой всецело дидактический, нравоучительный характер. Упрощение книги, относительная ее доступность привели к распространению грамотности (в основном в городах) среди состоятельных людей. Изменился и критерий «культурности» – теперь образованным человеком признавался тот, кто умел просто читать и писать (вместо прежнего умения читать, понимать и истолковывать книги духовного содержания).
Притязания патриарха Никона на светскую власть имели отрицательные последствия в деле духовного воспитания. Церковь в лице Патриарха, претендуя на решение государственных дел, начала постепенно изменять своему прямому назначению духовного окормления людей, блюдения веры, таинств, чиноначалия. Когда же, восстанавливая утраченное равновесие, царь Алексей сместил Патриарха Никона, это качнуло маятник в другую сторону. Государство почувствовало для себя возможным вторгаться в вопросы духовной жизни. В Петровскую эпоху эта тенденция привела даже к устранению тайны исповеди в случаях, когда на исповеди рассказывается что-то, вредящее государству.
C другой стороны, в XVII в. усилилось влияние западноевропейской культуры на Русь. В образовании, понимаемом до этого как созидание всех сторон личности, ведущей среди которых представлялась духовная сторона, все большее место стало занимать совершенствование разума, которое сводилось к развитию интеллекта, то есть исключительно логической стороны мышления.
Эти идеи начали постепенно проникать и в Русское государство. Русское просвещение, сохраняя свою самобытность и православно-культурную основу, стало активно подвергаться и западноевропейскому культурному влиянию, которое осуществлялось двумя основными способами – через выпускников западноевропейских университетов и через постепенно проникавшую на Московскую Русь школу юго-западных земель, особенно через Киево-Могилянскую академию.
Из-за отсутствия на Руси какого-либо вида повышенного образования, грамотные люди, желавшие его получить, ехали учиться на Запад, в католические и протестантские университеты. Особенно сильна была потребность в богословском образовании – для отстаивания православной доктрины в противостоянии ересям и инославным (неправославным христианским) учениям. Даже принятие чужой веры, как необходимое условие обучения, например, в католических учебных заведениях, не останавливало будущих студентов. Проведя в университете положенное время, слушатели отправлялись на Родину, где, покаявшись, возвращались в лоно православия. Часто длительное пребывание в стенах римско-католического или протестантского университета не проходило даром, и вместе с научными знаниями, преподанными по европейским книгам, их воспитанники воспринимали и элементы чужого мировоззрения.
Митрополит Киевский Петр Могила (1596-1647), известный просветитель и реформатор школьного образования реорганизовал киевскую школу Богоявленского братского монастыря, «надстроив» над ней высшие классы богословия. Для преподавания наук он вызвал из Львова опытных учителей братской школы. В 1632 г. учебное заведение получило название Киевской духовной коллегии (позже – Киево-Могилянской академии). Таким образом, в школе появился светский компонент, введению которого, как делу прежде невиданному, поначалу противилось как старое киевское духовенство и верхушка казачества, так и светские польские власти, обеспокоенные ростом популярности школы.
Трехступенчатая схема школы, скопированная с высших иезуитских учебных заведений, предполагала изучение грамматики, риторики и богословия, цикла математических наук (тривиум плюс квадривиум), а также преподавание греческого и церковно-славянского языков. Обучение велось на латыни. Основным методом обучения была схоластика. Идеалом так называемой «могилянской» школы, в отличие от «домогилянской», стал европейски образованный православный человек.
При братьях Лихудах в Московском государстве усилилось греческое направление, которому некоторое время следовала и известная в те времена новгородская школа при архиерейском доме. Однако оно все же постепенно уступало место латинскому, более мощному и влиятельному. Из Европы через Польшу и юго-западные православные земли тек непрерывный поток книг, которые наполняли русские школы. Русские архиереи все почти в XVII веке были выходцами из юго-западных земель: они также несли с собой европейские знания и культуру.
В целом, школа XVII века представляла собой переходную систему от древнего русского просвещения к новому, появление которого связано с именем Петра Первого, но, на самом деле, возникло раньше.
XVII век справедливо считается переломным в отечественной истории просвещения. Книжность и учительство начинают постепенно переходить от церковных к светским учреждениям. Всеобщее увлечение «внешними науками» не могло обойти стороной и Россию. Светский компонент знания постепенно теснил духовный.
Время правления Петра Первого внесло много нового в русскую действительность. Политика царя, направленная на быстрое политическое и экономическое усиление России, предполагала и усвоение научно-технических идей, накопленных к этому времени в Европе. Потребность в квалифицированных специалистах многократно возросла. Эту задачу невозможно было решить, отправляя молодежь обучаться за границу. Необходимы были свои учебные заведения, готовящие специалистов для военного дела, растущей промышленности и управления.
Большое влияние на русскую культуру и просвещение оказали реформы церковного управления (упразднение патриаршества и учреждение в 1721 г. Святейшего Синода), гражданского шрифта (упрощение графики, отмена надстрочных знаков, введение арабских цифр), создание научной библиотеки и естественно-научного музея – Кунсткамеры (1714 г.), учреждение светского научно-учебного заведения – Академии Наук (1724 г.), реформы бытовой сферы: еды, одежды, этикета, - которые произвели особенно сильное впечатление на население. При Петре Первом образование становится не частным, а государственным делом, и получение его приравнивалось к прохождению государственной службы. Потребность в огромном, по сравнению с прежними временами, количестве учителей вызвала небывалый приток иностранных специалистов, работавших в промышленности, строительстве, военном деле, устраивавших школы, ремесленные курсы и классы.
Духовное образование в XVIII веке постепенно начинает отделяться от светского и оформляться в самостоятельную систему. Центрами его в начале XVIII века были школы при архиерейских домах (первые из них – Ростовская, Тобольская, Новгородская).
Архиерейские училища (школы), которые в эпоху Петра и после нее все более становились специальными духовными училищами, обучали грамоте, счету, вероучительным предметам, реже – основам светских наук, которые преподавались довольно бессистемно. В некоторых, наиболее крупных из них было уже два отделен(и)ия – грамматическое и риторическое, в котором преподавались иногда богословские и философские знания. Содержание образования целиком зависело от наличия педагогов и епархиальных сборов
Крупные архиерейские училища, где существовал полный курс обучения (по примеру академий), со временем стали называться духовными семинариями. Большинство из них было устроено по образцу юго-западных (поскольку архиереи и учителя были в основном из малороссов) школ; богословский цикл преподавался в них на латыни и римско-католических источниках. Соответственно, и содержание образования в основном составляла западноевропейская средневековая схоластика. Знания, получаемые в семинариях, носили формальный, малопригодный для жизни характер, их выпускники иногда не могли объяснить на русском языке простых истин веры. И духовенство часто не могло понять, зачем нужно русским священникам знать латинскую грамматику и предметы, которые неприменимы на практике. В некоторых семинариях постепенно стали учить на церковно-славянском. В течение XVIII века произошла смена малороссийского учительского корпуса русским, по преимуществу, выпускниками Московской академии. Однако, устоявшееся господство латыни и схоластики свергнуть было трудно. Схоластическое и формальное преподавание сохранилось в духовных школах России вплоть до революции 17-го года.
Таким образом, мы видим, что еще задолго до Петра I в России начались процессы, закончившиеся трагедией революции. Точкой отсчета в этом процессе можно назвать разгром и уничтожение русского исихазма, который имел в своей основе вполне земной вопрос церковного имущества. Глубинной причиной этого явилось преобладание внешней духовности над внутренней составляющей, мирских забот Церкви над духовным возрастанием и обожением, социального служения над духовным совершенствованием.
Литература:
- Курбский А. История о Великом князе Московском.
- Лурье Я.С. Идеологическая борьба. Собрание Иосифо-Волоколамского монастыря в РГБ, Ф.113, д. 577, л.17.
- Митрофан (Баданин), иеромонах. Богословская полемика в Русской Церкви в первой половине XVI в. (комментарий в свете веры). https://www.sedmitza.ru/text/405498.html
- Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию Жития. – С-Пб.-Мурманск: «Ладан», 2009. – 304 с.: ил. – (Православные подвижники Кольского Севера: Книга IV).
- Нил Сорский. Устав и Послания. – Русская цивилизация Москва: Институт русской цивилизации, 2011. — 240 с.
- Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000.