Обращение Преосвященнейшего Феодосия, епископа Нижнетагильского и Невьянского, временно управляющего Серовской епархией к участникам епархиального этапа XXX Международных Образовательных Рождественских Чтений

Дорогие отцы, братья и сестры — участники епархиального этапа XXX Международных Образовательных Рождественских Чтений! Сердечно приветствую всех вас!

Сегодня на информационной площадке нашей конференции собрались представители Серовской епархии и муниципальных округов Северного управленческого Округа Свердловской области для того, чтобы вместе обсудить насущные проблемы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, вопросы сохранения традиционных нравственных ценностей в нашем обществе. Проведение епархиального этапа Чтений на таком уровне стало возможно благодаря поддержке со стороны Администрации Северного управленческого округа Свердловской области. Это свидетельствует о том, что и Церковь, и государственная власть, как социальные партнеры, вместе стремятся решать задачи преодоления духовно-нравственного кризиса и нравственного оздоровления нашего общества.

Уважаемый Дмитрий Петрович, я сердечно благодарю Вас и Вашем лице – управляющего Администрацией Северного управленческого округа Свердловской области Преина Евгения Юрьевича и всех ваших сотрудников, за оказанную поддержку и конструктивную работу по подготовке епархиального этапа Чтений.

Уважаемые участники нашего собрания, настоящие епархиальные Чтения предваряют предстоящие XXX Международные Образовательные Рождественские Чтения, которые должны будут пройти в Москве 25-28 января 2022 года и приурочены к теме: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

В первую очередь хотелось бы сказать о личности Петра Первого. Оценка его роли в истории всегда была неоднозначной. Совершив большие свершения и реформы нашего государства, одержав, хотя и не с первого раза очень важные военные победы, в своих делах он всегда ставил во главу угла пользу для государства Российского. Называя себя «христианским самодержцем», Петр все свои усилия по преобразованию России рассматривал с точки зрения долга и ответственности перед Богом. В жизни он был очень религиозным человеком. Но проводя реформы в том числе и церковного управления, понимая важность православия в жизни отечества, он придавал особую важность его этическому и нравственному воздействию на общество, но недопонимал или недооценивал метафизическую и духовную сторону православия. По моему мнению попытка уложить религиозность в прокрустово ложе административного управления была одной из причин печальных событий начала прошлого века в России.

В современном обществе также активно дискутируется вопрос о роли религиозности в современной жизни, что придает особую актуальность нынешней теме Рождественских чтений.

В современном обществе постулируется отказ от религиозного миропонимания на уровне сознания (а в контексте нашего рассуждения - это и есть секуляризация), человечество разделилось вокруг различного понимания морали и права, вокруг соотношения самих этих явлений как таковых. В чем основа норм нравственности, которыми мы должны руководствоваться в политике, экономике, частной жизни? Почему одни и те же нравственные законы по-разному понимаются народами, по-разному используются? Наконец, что такое мораль – лишь человеческие установления, зависящие от переменчивых исторических обстоятельств, или нечто большее – вечные заповеди низменного Бога, которые не устареют, даже если весь мир перестанет их исполнять?»

Необходимо отметить, что современное право и традиционные нравственные устои подчас могут вступать в известное противоречие. Понятие греха, бытующие в религиозной этике, отнюдь не тождественно понятию преступления в том виде, как его трактуют секулярные законы. Великое множество поступков, подлежащих безусловному осуждению с точки зрения вековых моральных норм, в то же время не влекут наказания по законам общества. Какой порок должен ограничиваться обществом и государством, а какой может быть терпим из уважения к человеческой свободе? Что вообще является критерием «допустимости» греховного проявления для общества?

В нынешнем секулярном мире принято считать таким критерием отсутствие очевидного вреда для других людей – как правило, вреда, исчисляемого в физических и материальных категориях. Однако не стоит забывать, что для религиозного сознания, да и для многих неверующих людей существуют ценности несравнимо более важные, чем человеческая жизнь, и потому критерий недопустимого становиться для них гораздо более широким.

Дорогие братья и сестры, в обозначенном мною клубке нерешенных вопросов, особо необходимо выделить следующую проблему - раскол между сугубо гуманистическим сознанием, полагающим высшей ценностью индивидуума, особенно его материальное существование, и сознанием религиозным, которое настаивает на относительной ценности земной жизни, подлинная цель которой – достижение единения человека с Богом через деятельную любовь.

К этой проблеме примыкает вопрос о возможности исторического прогресса. Христианин, не могущий игнорировать евангельские пророчества о апокалиптическом конце мира, неизбежно критически воспринимает утверждения о прогрессе человечества, тем более совершаемым исключительно людскими усилиями, без помощи Бога. Когда же речь заходит о нравственном измерении истории, оценка ее в качестве прогресса или регресса становиться весьма непростым делом».

Падение тоталитарного режима в Советском Союзе вдохнуло новый энтузиазм в идеологию прогресса, под которым наиболее часто понимается максимальное удовлетворение потребности автономной личности. Наиболее примитивно данная идеология проявляет себя в культе потребления, насаждаемой ныне в большинстве стран мира через рекламу, образование и общественные стереотипы.

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с распространением представлений о земном человеческом бытии, включая его культурные, интеллектуальные и иные подобные аспекты, как об абсолютном мериле добра и зла, высшим критерии истины и справедливости. Идеальное общество, согласно данным представлениям, призвано прежде всего обеспечивать всем своим членам максимальную комфортную в материальном смысле жизнь, а также образование, доступ к интеллектуальным ресурсам и абстрактные «духовно-культурные» возможности. При этом личность не должна самоограничиваться ни в чем, за исключением посягательств на другую личность, выраженных в достаточно явной форме и уголовно наказуемых.

Бесспорно, трудно отрицать необходимость материального устроения жизни людей, обеспечения их прав и свобод. Но исчерпывается ли этим содержание нашего бытия? В этом ли только заключается смысл существования индивидуума и общества?

Не будем говорить о том, что достижения всем человечеством материального благосостояния в объеме, ставшим привычным для «для золотого миллиарда» граждан технологически развитых стран вряд ли осуществимо, ибо вступает в противоречия с реальными экологическими ресурсами планеты, да к тому же доныне подменяется экономической эксплуатацией большинства жителей Земли. Само поставление эгоистических интересов человека в центр мироздания неизбежно столкнется с противодействием со стороны людей, жизнь которых определяется ценностями, не укладывающимися в рамки рационалистического понимания земного бытия.

Следующим вопросом, заслуживающим внимания, является утверждение в современном обществе секулярной идеологии, которая стремиться сделать нравственность уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественное измерение. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, половые отклонения, порнография, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм, объявляются нормой общественной жизни на том основании, что они лежат исключительно в сфере ответственности человека перед самим собой и не затрагивают напрямую интересов физического благополучия других индивидуумов. Особенно отчетливо это проявляется в современном интернет – пространстве, в социальных сетях. Не будем говорить об очевидной связи этих явлений со многими социально опасными явлениями: преступностью, разрушением семьи и личности. Существует и более серьезная проблема – вступление упомянутых пороков в противоречие с вековыми нравственными нормами, которые, по убеждению многих, если не большинства, установлены свыше и потому имеют безусловный приоритет перед любыми человеческими законами и решениями.

 Дорогие участники нашего собрания, в моем докладе перечислены лишь некоторые из вопросов, остро стоящих перед нашим обществом. В каком-то смысле они могут считаться новыми, однако суть их хорошо знакома многим народам и поколениям. Не раз и не два люди пытались начать жить без Бога, поставив свой разум выше воли Творца. Точно также и сегодня: за многими конфликтами экономического, политического, даже военного характера стоит и будет стоять отсутствие взаимопонимания между носителями рационального и религиозного взглядов на мир и человека, на ход и смысл земной истории, а также на ту реальность, которая шире и выше ее. Возникающий драматический разлом самым непосредственным образом влияет на понимание взаимосвязанности справедливости и мира: ведь если люди коренным образом расходятся в видении того, что справедливо и законно, а что нет, преодоление вражды и установление мира становятся трудно выполнимыми задачами.

Есть ли выход из сложившегося положения? Возможно ли гармонизировать рационалистическое мировоззрение и духовные устремления людей, не считающих человеческий разум единственным критерием истины? Полагаем, что это не только реально, но и необходимо.

Мы убеждены, что преодоление обществом нравственных вызовов возможно, если это общество будет базироваться на сосуществовании религиозного и секулярного взгляда на развитие государства и общества, на мораль и ее социальное выражение.   Необходимо отказаться от монополии рационалистического человекобожия на истину, от стремления строить жизнь исключительно на базе «объективных» ценностей материального порядка. Принятие равнозначности гуманистической и теоцентрической картин мира, их одинакового права влиять на происходящее в обществе создаст условия для преодоления духовно-нравственного кризиса общества.

Уважаемые участники Рождественских Чтений благодарю вас за внимание и призываю на всех Божие благословение.

 

Феодосий, Епископ Нижнетагильский и Невьянский, временно управляющий Серовской епархией.

г.Серов. 28 октября 2021г.


  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.