Настоятель собора преподобного Максима Исповедника отец Андрей честно признается, что в детстве читать не особо любил. В школу, конечно, пошел читающим, но… – Особой тяги не было – было разочарование в жизни, – смеется он. – Родители перед школой заставляли читать букварь по особой системе: страницу прочитаешь – пойдешь гулять.
И однажды мне предстояло прочитать страницу, где была фотография Гагарина. Я в предвкушении – сейчас узнаю про первого космонавта и пойду гулять – все быстренько прочитал и… Мама заставила читать еще одну страницу. Это я на всю жизнь запомнил.
В многодетной семье Лимоновых (Андрей – младший из трех сыновей) к книгам было трепетное отношение. Родители будущего священника читали достаточно много, выписывали много газет, журнал «Наука и жизнь». Книг тоже было много. – В советский период книга – это всегда был статус, – рассуждает отец Андрей. – Папа однажды рассказывал, как, будучи в командировке в Верхотурье, увидел в магазине книги, которые в Екатеринбурге расхватывали, едва появятся в продаже, а тут – никому не нужны. Тогда он вернулся из командировки с полными сумками книг и был абсолютно счастлив. Привез Шукшина. А сейчас приходишь к кому-то в гости или квартиру освящать и видишь, что книг у людей мало. Это, конечно, удручает…
Отец Андрей – выходец из трудолюбивой, очень простой семьи. Его отец – инженер, закончил институт, но всю жизнь был работягой, отказываясь двигаться по карьерной лестнице, хотя мама его время от времени уговаривала согласиться на руководящую должность, но он – не хотел. А сама она была педагогом, какое-то время заведовала детсадом, на пенсию ушла из городского отдела образования. Жили Лимоновы в Верхней Пышме – в 20 километрах от Свердловска. – Было время, я очень жалел, что не родился в областном центре, – говорит отец Андрей. – В детстве очень любил Крапивина, в библиотеке за его книгами очереди были, а когда тебе выдавали на руки долгожданную книжку, то – на очень ограниченное время, потому что другие ребята ждали. И я всегда жалел, что я не в Свердловске и не могу попасть в знаменитый крапивинский отряд «Каравелла»...
В школе, где Андрей Лимонов к литературе относился весьма прохладно – школьная программа не вдохновляла, казалась скучной, ему повезло с учителем литературы. Педагог Мария Федоровна приняла очень мудрое решение – разрешила тогда уже пятикласснику читать все, что ему хочется. – Школьную программу я сдавал по критике – почитаешь Белинского, например, сюжет понятен, рассказать на оценку хватает, а читал все, что мне нравится, – вспоминает отец Андрей. – Пока одноклассники корпели над учебниками, я читал Чейза, Конан Дойля, особенно про Шерлока Холмса – увлекся детективами. В 12-13 лет открыл для себя Джека Лондона – Аляска, золотая лихорадка, собаки… Целый мир! А в пионерских лагерях книги становились настоящим спасением в сончас. Библиотека там пустовала – все книги были на руках, делились друг с другом. Отец Андрей говорит, что во время каникул ребята читали в основном про войну и пионеров-героев.
В 1995 году Андрей Лимонов поступил в Екатеринбургскую семинарию – в его жизни начались совсем другие книги. Но у семинаристов была и тайная библиотека, и даже тайное сообщество. – В семинарии, понятно, литература только духовная, христианские труды святых отцов, толкования. Но неподалеку от семинарии был книжный магазин, а у студентов – стипендия, - рассказывает отец Андрей. – И в нашем тайном клубе, где был даже свой устав, мы сбрасывались со стипендии по 5-10 рублей и общим голосованием решали, какую книгу купим. Тогда на пике интереса были фантастика и фэнтези – я метался от одного к другому… Покупали книги Ника Перумова, Василия Головачева, читали по очереди, прятали… Хранилась библиотека, как полагается всему тайному, в коробках под кроватями.
Навык читать книги втайне пригодился Андрею и в армии – с 1996 по 1998-й он служил в войсках МЧС и ГО. В учебке читать было запрещено, вспоминает отец Андрей, но он придумал, как это делать. – Дежуришь на КПП, сидишь за столом, книгу кладешь на приоткрытый нижний ящик, - рассказывает он. – Заходит кто-нибудь – ты встаешь, ящик задвигается коленом, книжка падает внутрь. Никто ничего не заметил. В армейский период для семинариста-срочника особенно актуален был Антон Павлович Чехов – очень выручал, когда накатывало уныние. «Как там у Чехова в рассказе «Жизнь прекрасна»? Если к вам приехали бедные родственники, радуйтесь, что не городовые, – смеется отец Андрей. – Это великое искусство – радоваться тому, что имеешь, и помнить, что всегда может быть хуже».
Классическую русскую литературу я открыл для себя уже после 30-ти, – рассказывает отец Андрей. – Получил огромное удовольствие – зацепило абсолютно все. Федор Михайлович Достоевский, например, – психологию человека по нему можно изучать. В романе «Игрок» ты прямо понимаешь, как все устроено, как рождается азарт, как люди подвержены страстям. Я был в восторге! В последнее время на бумажные книги у настоятеля собора времени почти нет – выручают аудиокниги.»
«Войну и мир», кстати, отец Андрей в аудиоформате осилил всю. Признается, что впечатлен. – Лев Николаевич Толстой, конечно, описывает мир таким, каков он есть, – говорит священник, – ты видишь, как человек растет, как он меняется, как меняется его мировоззрение… Через художественную литературу я для себя открываю многие пласты. Когда читал «Воскресение» Толстого – все эти ужасы царской тюрьмы, я невольно вспоминал Солженицына, ГУЛАГ и думал, что лучше бы уж в царскую тюрьму… А как Гоголь хорош!
Своих детей – в семье Лимоновых растут семеро ребятишек: старшей дочери 16 лет, самой маленькой всего пять – отец Андрей старается приучить к чтению. Как раз с помощью аудиокниг. Хотя старшая дочка читает сама – много, самую разную литературу и все время старается подсунуть книжку отцу. – Недавно она мне вручила роман Маркуса Зузака «Книжный вор» – я дочитал, конечно, но это потребовало определенных усилий, – рассказывает настоятель собора. – Хемингуэя подсовывала – не пошло. Иностранная литература мне как-то пока не очень заходит, хотя, может, всему свое время. А вот детям моим всем нравится Макс Фрай. Мы как-то в отпуск ездили – слушали его в аудиоверсии. По мне, легкая литература – колдовство, волшебство, юмор… К слову, с Гарри Поттером отец Андрей тоже знаком – посмотрел все фильмы, когда однажды болел и лежал дома под капельницами. Говорит, что экранизация отличная и история сама по себе неплоха – сказка про вечную битву добра и зла. –
Экранизация толкиеновского «Хоббита» тоже мне понравилась, – говорит отец Андрей, – но саму книгу я не читал. Зато среди любимых – «Записки баламута» Клайва Льюиса, чудесная вещь, духовный мир бесов показан отлично и как они влияют на душу человека – тоже. А вы знаете, что Толкиен и Льюис были крепкими друзьями и оба в своем творчестве вели читателя к миру христианства?
Книги отец Андрей называет «лекарством» от манипуляций – человеком, который много читает, получает и анализирует разную информацию, размышляет, почти невозможно управлять и переформатировать его не получится. Книги делают человека цельным и мудрым. – Мир не черно-белый и человеческая душа тоже сложно устроена, – говорит отец Андрей. – В нашем обществе, к сожалению, ты или святой, или предатель, враг. Я, например, очень уважаю Солженицына, так сложилось. И часто, когда об этом говорят, начинают пенять, мол, он же предатель, вражина… Но почему? Думаю, Солженицын, пожив на Западе, понял для себя главное – идеального не существует, везде есть свои проблемы.
Или вот открыл для себя Астафьева, слушал «Прокляты и убиты». И как человек, прошедший армию, я понимаю, что он честно все описывает. А потом однажды слушал Константина Симонова – про битву под Сталинградом: совсем другие ощущения. Может быть, неосознанно, под влиянием обстоятельств, но прослеживается – в его словах, в постановке, в героях – фальшь.
Отец Андрей рекомендует к прочтению книги современных авторов Евгения Гришковца и Алексея Иванова, обязательно Василия Шукшина, который подкупает своей искренностью и неумением врать. Для тех, кому хочется глубже разобраться в проблемах добра и зла – рассказы протоиерея Николая Агафонова, это прекрасный способ открыть для себя духовную литературу. А в самом соборе преподобного Максима Исповедника – напротив церковной лавки – настоящая библиотека, где можно найти книгу для души.
«В печатном варианте книги читаю редко. Но мои знакомые – если где-то выбросили книги – всегда звонят, мол, приходи, посмотри, может, что-то найдешь. И я всегда прихожу. Нельзя выбрасывать книги, нельзя…» - Отец Андрей, настоятель собора Максима Исповедника.