Правила благочестивого поведения в храме

Храм — подобие Неба на земле, где таинственно и непостижимо пребывает Сам Владыка Неба и земли, Господь Иисус Христос. В храме верующий принимает участие в соборной молитве. Усердная молитва верующих, собравшихся вместе, скорее доходит до Бога, может творить чудеса.

• По дороге в храм повторяй молитву смиренного  мытаря:  Боже,  милостив  буди мне грешному (Лк. 18, 13), молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, или пятидесятый псалом: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...

• Входи в храм со смирением и кротостью, ища мира, успокоения и очищения души твоей, ибо Господь говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28).

• Входя в храм, сотвори три поясных поклона с крестным знамением, произнося мысленно:

Боже, милостив буди мне грешному.

Создавый мя Господи, помилуй мя.

Без числа согреших, Господи, прости мя.


• В храме по обычаю мужчины должны стоять в правой стороне, а женщины — в левой.

• Христианин всегда должен носить на себе нательный  крест.   Без  креста  православный христианин не может совершать церковные обряды, приступать к Таинствам.

• В храм надо приходить в скромной, несоблазнительной  одежде.   Женщины  и  девицы должны быть с покрытой головой (1 Кор. 11, 5). Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами. Не подобает христианке носить мужскую одежду (брюки).

• В храм приходи до начала богослужения: подай поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставь свечи, приложись к иконам. Прежде чем приложиться к иконе, принято положить пред нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования  — третий поклон.

• Встань на свободное место и слушай псалмы и молитвы, читаемые и поемые в церкви, по возможности внимательно, умом и сердцем участвуя в богослужении.

• Твори крестное знамение с благоговением и не спеша. «Крест не просто пальцами должно изображать, но должны ему предшествовать сердечное расположение и полная вера» (свт. Иоанн Златоуст).

• Проходить между амвоном и централиным подсвечником не допустимо. Проходить иэ южной части храма в северную или обратно нужно перед иконой, лежащей на центральном аналое.

• Нельзя во время службы ходить по храму, ставить свечи, прикладываться к иконам, ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, Шестопсалмия, пения Херувимской песни, Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и прилагать особое усердие к молитве. В это время не следует входить в храм, а дожидаться окончания сугубых молитв в притворе.

• За детьми в храме надо следить, чтобы они вели себя скромно и не шумели.

• В православном храме во время богослужения принято стоять. В случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах» (свт. Филарет Московский). Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии нужно, по возможности, стоять. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

• В храме никого не осуждай. Замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочестие, мешая общей молитве. Но замечание сделать не борзяся, со смирением и любовью.

• По возможности не покидай храм до окончания богослужения.

• Православным христианам не свойственно стоять на коленях, подняв голову (обычай становиться на колени по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от еретиков и православному благочестию не свойственен). Православные верующие, согласно Церковному Уставу, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги. При возгласе «Паки и паки, преклонше колена...» и других, призывающих к коленопреклоненной молитве, православные преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания молитвы.

• Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом, или Чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием и трикирием), или когда священник благословляет рукой, а также когда кадят к предстоящим, то креститься не следует, а только преклонить голову. В первом случае мы поклоняемся Святыне (кресту, Евангелию, иконе, Чаше со Святыми Тайнами) или при произнесении пасхального приветствия, а во втором — благоговейно отвечаем на действие священнослужителя, освящающее нас силою благодати Божией. Лишь в Святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос Воскресе!» — все крестятся и восклицают: «Воистину Воскресе!».

• Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, через которую преподается благословение, но не крестятся перед этим.

• По окончании Литургии подойди и приложись ко кресту, который дает верующим священник около алтаря.

• Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.



Из "Полного молитвослова для мирян по уставу Православной Церкви". - М.: Даниловский благовестник, 2010. - 528 с. Издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.


  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.