"Ангел" в переводе с еврейского - "посланник", с греческого - "вестник" - бестелесный разумный дух. Господь пользуется помощью ангелов не потому, что нуждается в ней, но по Своей благости, предоставляя им часть в исполнении Своего Промышления о нас.
Христианская Церковь всегда веровала в действительность ангельских духов, что и отражено в первом члене Символа веры: "Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...". (Под "невидимыми" здесь подразумеваются ангелы, сотворенные Господом прежде человека.)
Некоторые из этих духов, соблазненные сатаной, некогда восстали против Бога и превратились в злых духов. В наказание за это они вместе со своим главой, Люцифером, были низвергнуты в преисподнюю и стали ангелами тьмы, демонами, диаволами. Большинство ангелов остались верны Творцу, Который утвердил их в благодати и дал им небесное блаженство. Это добрые Ангелы, которым по преимуществу и усвоено это наименование.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылые Серафимы - Пламенеющие, Огненные (см.: Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (см.: Быт. 3,24). Их имя значит: "излияние премудрости, просвещение", ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (см.: Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (см.: Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют (поставленных от Бога) земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (см.: 1 Пет. 3,22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим.
Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (см.: Кол. 1, 16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена.
Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию, учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (см.:1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (см.: 1 Пет. 3,22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божие, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных сил по сути своего служения носят общее название Ангелов. Господь открывает Свою волю высшим, Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского "кто как Бог") - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. А к остальным Ангельским силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!". По церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (см.: Нав. 5, 13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (см.: 4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (см.: Дан. 3, 92-95). По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак 8 акафиста). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (см.: Иуд. 1, 9). Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда совершались с Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм -усыпальница в Кремле - посвящен ему.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (см.: Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (см.: Тов. 3,16; 12,15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (см.: 3 Езд. 5, 20); Селафиил - I молитвенник Божий, побуждающий к молитве (см.: 3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божие.
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.
Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".
Селафиил - в молитвенном положении смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.
ОБ АНГЕЛЕ ХРАНИТЕЛЕ
Еще при купели крещения Бог приставил к нам Ангела хранителя, который и будет идти с нами чрез весь путь жизни, пока за гробом не предаст на суд Господу. Ангелы хранители необходимы нам, потому что "если бы не было Ангелов хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, - если бы, то есть, Господь попустил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов" (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Образно говоря, Ангел хранитель - друг наш, данный нам Богом. Ангел хранитель приставлен к нам Богом, но он не приставник, а друг, он любит нас, мы любимы им. Вот почему, по благочестивому верованию Церкви, Ангел "плачет", когда мы грешим или гибнем, и он борется за нас и вместе с нами против искушающих нас духов, но только в мире духовном. Даже в наших земных, человеческих чувствах и отношениях мы самого любимого, самого верного друга, жену, брата, сестру невольно называем своим Ангелом хранителем, чтобы выразить свою любовь к ним и их любовь к нам.
КАК ХРАНЯТ НАС СВЯТЫЕ АНГЕЛЫ
Невидимо охраняя нас днем и ночью, Ангелы хранители не только наставляют нас на благие дела, но и помогают в них, записывают эти добрые дела, чтобы представить их на Страшном суде.
Ангелы охраняют людей от разных опасностей, грозящих их жизни.
Когда многочисленный отряд войска, посланный сирийским царем схватить пророка Елисея, обступил город, где находился пророк, по молитве пророка Елисея у его испуганного ученика отверзлись очи, и он увидел сонмы Ангелов, ополчившихся вокруг пророка для защиты его (см.: 4 Цар. 6, 17).
Из жития преподобного Кирилла мы можем узнать, что когда преподобный Кирилл строил Белозерский монастырь, жители соседних деревень считали Кирилла великим богачом. Один помещик собрав всех своих слуг, ночью отправился ограбить Кирилла и монастырь, Подойдя к ограде, грабители увидели, что около монастыря ходит несметное множество воинов с обнаженными саблями. До самого утра разбойники дожидались того, что эти воины уснут, но, так и не дождавшись, ушли от стен монастыря. И следующей ночью грабители снова увидели у ворот и стен монастыря вооруженных воинов. Утром помещик послал слугу узнать, какой полк стоит в монастыре и долго ли пробудет он здесь Слуга, возвратясь, сказал помещику, что больше недели не только войска, но даже ни одного богомольца не было в монастыре. Тогда помещик понял, что монастырь охраняют Ангелы Божие, и раскаялся в своем намерении.
Ангелы соблюдают уповающих на Господа невредимыми от зла.
В псалме 90 говорится: На руках возмут тя, да не когда преткнеши ногу твою. То есть как мать ребенка, который учится ходить, наблюдает за каждым его шагом (и если видит, что ребенок может споткнуться, тотчас берет его на руки), так и Ангелы надзирают за людьми, имеющими детскую преданность воле Божией. Ангелы с материнской заботливостью охраняют их от преткновения о камень, то есть не допускают их до искушения и соблазна греховного.
Иосиф, обручник Пресвятой Девы, впадши в сомнение о Ее девственной чистоте, возымел намерение тайно прекратить условие обручения с Нею, но удержан был от этого Ангелом и таким образом не преткнулся о камень соблазна.
Ангелы охраняют нас во время сна.
"Радуйся, яко спяща мя храниши", - говорится в акафисте Ангелу хранителю. Так, к преподобному Иоанну Колову пришел однажды во сне подвижник и увидел у постели его Ангела. Это же мы можем прочитать в житии преподобного Паисия: во время сна у ложа Паисия стоял Ангел хранитель в образе прекрасного юноши. Инок, пришедший к преподобному, не осмелился приступить к спящему старцу и, воздав благодарение Богу, удалился.
Видимы были Ангелы Божие с веерами в руках над почившим Петром, епископом Севастийским, братом святого Василия Великого.
Ангелы принимают особое участие в спасении души человека.
Святой авва Антоний, пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и глубокую тьму помыслов и взывал к Богу: "Господи! Я хочу спастись, а помыслы не дают мне. Что мне делать в моей скорби? Как спастись?".
И, вскоре встав, Антоний вышел из кельи и вот видит: кто-то, похожий на него самого, сидит и работает, потом отрывается от работы и молится, после опять садится и вьет веревку, далее опять встает на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал вслух ему: "Делай так и спасешься, то есть труд сменяй молитвой и молитву трудом - трудись и молись!".
Преподобный Давид долгое время был разбойником, но после покаялся и, поступивши в монастырь, начал вести строгую подвижническую жизнь. Архангел Гавриил явился ему в келье и сказал: "Давиде! Господь простил тебе грехи, и отныне ты будешь творить чудеса".
Архангел Михаил, явившись святой Евдокии, говорил: "Я князь Ангелов Божиих; мне дано служение принимать грешников кающихся и вводить их в блаженную жизнь. Многая бывает радость на небеси небесным ликам, если грешник приносит покаяние, ибо Бог, Отец всех, не хочет погибели души человека, созданной по образу Его. Все Ангелы радуются, когда видят душу человеческую украшенной правдой: они приветствуют ее, как сестру свою".
Святому Григорию Двоеслову Ангел говорил: "Господь послал меня к тебе, чтобы я был с тобой в продолжение твоей жизни и возносил твои молитвы к Богу, чтобы ты получил все, о чем просишь с верой".
Ангелы небесные имеют попечение не только о душевном спасении, но и о телесном здравии людей.
Так, в патерике упоминается, что один пустынник, страдавший от сильной боли в желудке, исцелен был Ангелом. Придя к больному и узнав причину его страдания, Ангел хранитель перстом своим, как бы ножом, разрезал болезненное место, вычистил накопившийся там гной, потом рукой загладил рану и этим действием исцелил пустынника, возвратил ему телесное здравие.
Но самый разительный пример, несомненно доказывающий попечительность святых Ангелов о людях, вверенных хранению их, представляется в истории юного Товии, составляющей главное содержание священной книги Товита.
Ангелы заботятся и о пропитании людей.
Так, Онуфрий Великий на первых же путях своей подвижнической жизни был встречен своим Ангелом хранителем. Подвижник шел пустыней, чтобы найти себе уединенное место; вдруг он увидел свет и услышал: "Я - Ангел, от самого рождения твоего хожу с тобой, приставлен хранить тебя. Служи Богу, и я не отступлю от тебя". Этот-то Ангел целых 30 лет затем питал подвижника в пустыне, принося пищу ему.
Ангелы являлись святым мученикам при страданиях их и укрепляли их в этом подвиге.
Святым мученикам Евстафию и Анатолию, заключенным в темницу и осужденным на голодную смерть, явился Ангел, разрешил их от уз, соделал здравыми и, подав им манну в пищу, сказал: "Во всех страданиях ваших буду с вами, ибо послан от Христа Господа хранить вас". Когда Феодор Тирон в темнице, крепко затворенной и запечатанной, молился, то к молитве его присоединились Ангелы. Караульные сначала услышали громкое пение, а потом через окно увидели Тирона и множество юношей, одетых в белую одежду; они пели вместе с Тироном; сам правитель пришел в темницу и услышал многие поющие голоса, между тем как великомученик был заключен один.
Ангелы не оставляют человека в час смерти его.
Не оставляют нас святые Ангелы хранители и при нашем переходе из жизни временной в вечную. "Всегда содержи в уме своем мысль о смерти, - говорит Феодор Студит, - размышляй о самом разлучении души с телом, разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего Ангела".
Потому и Святая Церковь заповедует нам обращаться к Ангелу хранителю с такой молитвой: "Прежде оного [Страшного] суда не забуди раба твоего, руководителю мой... покрый мя исходяще от тела, еже не видети мерзкия лица демонския".
Мы веруем, таким образом, что присутствие Ангела хранителя и его светлый, радостный взор облегчают тяжелые минуты разлучения души с телом и успокаивают христианина, не лишая его этой последней на земле небесной помощи.
Верует Святая Церковь и в то, что Ангел хранитель бывает покровителем христианской души и по разлучении ее с телом, во время прохождения ею мытарств. Потому и молится всякий из нас Ангелу хранителю: "Буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства лютого миродержца".
То же свидетельствуют и святые Отцы Церкви.
Например, святой Кирилл Александрийский в Слове на исход души говорит: "Душа поддерживается святыми Ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стерегут восход, удерживают и останавливают души восходящие".
В чем именно и как может выражаться заступничество Ангела хранителя во время мытарств? Наглядные свидетельства тому мы находим в житии преподобного Нифонта, епископа Кипрского.
Молясь некогда в церкви и возведши очи на небо, преподобный Нифонт увидел отверстые небеса и множество Ангелов, из которых одни на землю нисходили, а другие на небо восходили, вознося туда человеческие души. Два Ангела несли в высоту какую-то душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, оттуда вышли бесы, с гневом говоря: "Это наша душа; как вы дерзаете нести ее мимо, когда она наша?". Ангелы отвечали: "Какое знамение на ней имеете, называя ее своей?". Бесы отвечали: "Она до смерти грешила, оскверняла себя, осуждала ближнего и, что еще хуже, умерла без покаяния; а вы что скажете на это?". Ангелы отвечали: "Поистине ни вам, ни отцу вашему, дьяволу, не верим, пока не расспросим Ангела, души сей хранителя". Ангел хранитель сказал: "Правда, много согрешила душа эта; но с того часа, с какого разболелась, она стала плакать и грехи свои исповедовать Богу. Если Бог ее простил, то Он знает, почему; Он имеет власть. Того праведному суду слава". И Ангелы пошли с душою в небесные врата.
Верующая христианская душа ждет от своего Ангела хранителя утешения и помощи и в тот страшный день, "егда поставятся Престоли и книги разгнутся, и Ветхий денми сядет и судятся человецы, и Ангелы предстанут, и земля восколеблется, и вся ужаснутся, и вострепещут", тогда, молит христианин, "твое человеколюбие на мне покажи и избави мя геенны, Христа умоляяй... Егда трубный страшный глас имать мя от земли воскресити на суд, близ мене стани тогда тих и радостен, надеждой спасения отъемляяй мой страх".
Скольким еще святым являлись Ангелы хранители, когда святые изнемогали своими силами в борьбе с нечистыми духами! Святой Исаак Сирин утверждает: "Если враг явно нападал на святых, Ангелы (их) являлись видимым образом и говорили, что посланы на помощь". К Пахомию Великому, современнику Онуфрия, Ангел хранитель предстал во время молитвы и до трех раз повторил наставление, чтобы он "принимал и назидал приходящих".
Святому мученику Биту вначале его мученического подвига явился Ангел хранитель и объявил: "Я назначен быть твоим хранителем и сохраню тебя до кончины твоей" - и действительно несколько раз спасал жизнь мученика.
Когда Христа ради юродивый Прокопий на церковной паперти вследствие сильного мороза сосчитывал последние свои вздохи, то Ангел хранитель коснулся ветвью его лица, и он тотчас почувствовал теплоту.
Каждый день Церковь за каждой службой гласно приносит моленье об Ангелах хранителях: "Ангела мирна... хранителя душ и телес... огради ны святыми Твоими Ангелы". А в одной из тайных своих молитв (за Литургией святого Василия Великого) в числе особенных благодеяний Божиих она указывает на дарование нам Ангелов хранителей: "Ангелы поставил еси хранители".
Природа Ангелов до конца непостижима нашему земному человеческому разуму. Внимательно и благоговейно читая Священное Писание, мы можем лишь познать достаточно большой ряд свойств их таинственной природы.
Образ явления Ангелов - всегда неожиданный и чудесный, - подтверждает их сверхчеловеческую, чисто духовную природу. Говоря о душе и духе человеческом, замечая также, что мы состоим из двух начал, Священное Писание никогда не говорит о духе Ангелов, подразумевая, очевидно, что они являются чистыми духами (Евр. 1, 14: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?). Иов говорит, что они не имеют подобно нам тел, составленных из земных элементов (см.: Иов. 4, 18-19). По другим текстам, они невидимы (Кол. 1,16); только для виду они принимают пищу, предлагаемую им людьми (см.: Тов. 12, 19); будучи бесплотными, они не вступают между собой ни в какие плотские отношения (см.: Мф. 22, 30),
Ангелы часто являлись людям телесно. Хотя Ангелам и не приписывается человеческих черт, они часто принимают образ людей, чаще всего юношей, мальчиков, оставаясь при этом бесплотными и, следовательно, бесполыми.
В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видели Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Ангелы наставляли на путь тех из подвижников, которые заблуждались; иногда избавляли тех, кто впадал в искушение; иногда, при внезапной беде и грозящей опасности, похищали их, спасая, например, от змия, или от падающей скалы, или от стрелы, или от брошенного камня. Иногда, если враг явно нападал на святых, являлись видимым образом и говорили, что посланы на помощь к ним, и придавали им смелости, отваги и бодрости; а в иное время совершали чрез них исцеления, иногда же исцеляли самих святых, подвергшихся каким-либо страданиям.
Если мы не видим своего Ангела хранителя телесно, это не значит, что он не помогает нам и не видит нас. Ангелы помогали не только Иосифу, Елисею и другим святым, боящимся Господа и на Него уповающим, - помощь получали и получают многие, хотя не все при этом сподобляются видений ангельских.
"Ангелы мира, верные наставники, хранители душ и телес наших, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - всегда с нами, если мы добровольно не отгоняем их от себя мерзостию плотоугодия, гордости, сомнения, неверия. Как бы чувствуешь, что они покрывают тебя крылами невещественной своей славы, и только не видишь их. Мысли, расположения, слова и дела добрые - от них".
Духовная помощь от Господа через Ангелов не всегда подается видимо. Чаще она совершается внутри, посредством изменения мыслей и чувств. Но помогая нам невидимо, охраняя чистоту душ наших, Ангелы часто помогают нам и видимо - оберегают и нашу безопасность от врагов видимых и невидимых, от опасностей явных и тайных.
Нередко нам случается избегать опасностей, о которых узнаем уже по миновании их. Кто, как не Ангелы, отвращают эти опасности, для нас незримые? Чьи, как не их, тайные внушения удаляют нас с дороги, на которой мы непременно преткнулись бы о пагубный для нас камень?
"Как в видимых явлениях люди нередко принимали святых Ангелов за подобных им людей, так легко может случиться, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия, - пишет Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. - Случайно ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг как молния просияет чистая, святая и спасительная мысль? Что в смятенном или холодном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления нашей души не свидетельствуют ли о присутствии Небесных сил, по человеколюбию роняющих лучи в наш ум и искры в наше сердце? Не действия ли это Ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас? Как жаль, что мы не замечаем этой ангельской помощи! Ибо, не замечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными и не приготовляем себя к другим подобным посещениям - и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших.
Если мы, люди, удаляемся от людей, склонности которых противоположны нашим склонностям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель - от воспитанника, отвергающего руководство, если даже отец удаляет от себя непокорного сына, - как не удалиться, наконец, от нас святым Ангелам, если мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас Небесным силам, если мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, если мы живем в нечистоте плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, если мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя?"
"Святый Ангел хранитель, моли Бога о нас!" - вот первая наша молитва к Ангелу хранителю.