Как правило, в глазах крестника крестный отец или крестная мать — человек особенный. Мне много раз приходилось слышать, с какой любовью и нежностью люди произносят слово «крестный», будто прикасаются к чему-то сокровенному в своей жизни. Сами восприемники чаще всего гордятся этим «статусом». Но вот умеем ли мы реально соответствовать званию крестных, имеем ли представление о тех обязательствах, которые взяли на себя? И вообще, что значит быть крестным?
Во время таинства Крещения я как крестная мать поручилась перед Церковью за веру крещаемого. Значит, теперь я должна эту веру в своем крестнике взрастить. Если вдуматься, то просто опускаются руки. А с чего это я взяла, что справлюсь? Ведь я в ответе даже не за жизнь этого маленького человечка, а за его спасение. И как мать чувствует нужду младенца в ее заботе, так я должна почувствовать острую необходимость моей помощи на его пути к Богу. Церковь вручила мне попечение о душе человека, и вот я исполняю его со всеми своими недоумениями, слабостями, глупостями, на ощупь, спотыкаясь и прихрамывая. Но ведь у моих двух крестников есть только такая крестная. Значит, не время сомневаться, значит, не справиться я не имею права?!
Почитав специальную литературу, можно хотя бы в общих чертах узнать, какие у крестных родителей существуют обязанности, помогающие им воспитывать крестников в православной вере. Но при практическом исполнении этих обязанностей все равно возникают вопросы, требующие разъяснений. Лучше всего в таких случаях обращаться к священнику. На мои вопросы я попросила ответить клирика саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» иеромонаха Дорофея (Баранова).
— Самая первая и главная помощь крестного родителя своему крестнику состоит, конечно, в молитве. Какой должна быть эта молитва, о чем надо просить Бога?
— Если крестный — человек церковный, то ему и не нужно никаких особых молитв, потому что он регулярно молится за своих ближних на Божественной литургии, подает записки о здравии, чтобы о них соборно помолилась Церковь, поминает своих крестников на домашней молитве утром и вечером. Таким образом, все зависит от степени воцерковленности крестного. Насыщенность церковной жизни восприемника отражается на жизни его подопечного, даже если их разделяет большое расстояние. Ведь то духовное родство, которое возникает в Таинстве между крестным и крещаемым, является таким же тесным, как родство по плоти.
— Крестный должен заботиться о том, чтобы как можно чаще причащать крестника Святых Христовых Таин. А что делать, если родители это запрещают?
— Вопрос сложный. Конечно, духовная ответственность лежит на крестном — но он эту ответственность делит с родителями. В материальном смысле ребенок полностью от них зависит, и эту ситуацию изменить невозможно. Надо, конечно, увещевать родителей: не уговаривать, а именно убеждать. Ведь нежелание причащать ребенка всегда имеет конкретные причины. От самой банальной — нехватка времени — до такой серьезной причины, как неверие. Если дело действительно в неверии, то для крестного это поле для ненавязчивой проповеди при общении с родителями. Ведь однажды они приняли решение крес¬тить своего малыша, и это означает, что хоть в самом зачаточном состоянии вера в их сердце присутствует.
Конечно, все намного проще, когда родители ребенка сами регулярно посещают богослужения, молятся дома, живут церковной жизнью, прибегают к таинствам Церкви. Тогда их сын или дочь органично воспринимают христианские традиции, само понятие о существовании Бога.
— А если родители далеки от жизни Церкви? Ведь недостаточно, что моя крестница просто слышит имя Божие в устах родных, знает праздники Рождества и Пасхи; недостаточно того, что я дарю иконы и книги, а ее замечательная бабушка иногда приводит девочку в храм на Причастие. Она взрослеет, и ее знание о Боге, о православной вере должно становиться все более осознанным, глубоким. Что и как я, крестная, должна делать для этого? Как говорить с ребенком о Боге?
— Дарить книги очень важно. Тем более, если непосредственное общение ограничено. Сейчас много детских книг, где рассказывается о христианских ценностях через какие-то ситуации; есть замечательные детские молитвословы, красочные, хорошо иллюстрированные. Я бы посоветовал связывать книжные подарки с церковными праздниками, с памятью каких-то особо почитаемых святых, с именинами, чтобы ребенок уже входил в сакральную жизнь Церкви через событие. Понимал, что он получает подарки на праздник Рождества не потому, что наступило 7 января, но оттого, что мы хотим в день рождения Спасителя сделать приятное своим близким. И, конечно, не менее важно с детства прививать любовь к чтению. Надо дать понять ребенку, что в книге главное не картинки — она существует для того, чтобы ее читать.
А говорить о Боге надо самыми простыми словами. О том, что Он есть везде, что Он Творец. И главное, ребенок должен чувствовать, что человек, который ему о Боге рассказывает, сам в Него верит. Найти неформальный подход к серд¬цу ребенка это большое искусство, большой труд. Конечно, зачастую даже у родителей это не всегда получается. В любом случае, взрослый должен быть бдительным: если ребенок не воспринимает то, что ему говорят, если его внимание рассеяно — надо перевести свой рассказ в форму более доступную его пониманию. А если удалось завладеть вниманием ребенка, контакт произошел, то можно начинать строить разговор на более серьезном уровне. И если у крестного есть возможность привнести свой вклад в душевное, а потом и в духовное воспитание, слава Богу!
— А если время упущено и контакт с ребенком не найден? К тому же часто бывает, что вообще связь потеряна и ничего не известно о судьбе крестника. Как восприемнику себя реабилитировать?
— Тут, к сожалению, придется говорить о грустном, потому что, скорее всего, никак. Если крестник уже стал взрослым, то пусть он, по крайней мере, знает, что у него есть крестный и что вы готовы наладить с ним отношения. Когда крестник еще маленький, то искать контакта нужно с родителями. Надо, чтобы они чувствовали вашу готовность прийти на помощь в любую минуту. И пусть для них крестный будет просто хороший, надежный друг семьи. Это уже много.
Но если совсем нет никакого контакта, то, как мы уже сказали, нужно просто молиться. Эти слова «просто молиться» часто употребляются мимоходом. Отсутствие веры в силу молитвы является одной из самых больших проблем современного христианина. Когда у человека есть вера в силу молитвы, то в душе он будет спокоен, понимая, что сделал все возможное в данной ситуации, когда даже контакт потерян. Польза от такой молитвы обязательно будет.
— То есть получается, что все-таки молитва является для восприемника самым главным, от чего нельзя отступать ни при каких обстоятельствах?
— Безусловно. Зачастую мы о другом молимся горячее, чем о себе, особенно если он в тяжелых обстоятельствах. Антоний Великий видел, что весь мир опутан сетью греха. А что мы, христиане, можем этому противопоставить? Между нами есть связи родственные и духовные, и мы должны создавать свою «систему защиты», которая складывается из молитвы друг за друга.
…А еще молитва друг за друга — это выражение нашей любви. В книге «Об обязанностях крестной матери» издательства «Благо» я прочитала, что при современном дефиците любви в мире крайне важно дать почувствовать крестнику, что он любим. Это подарит радость и свет детской душе. При этом надо учить его любить самому. Ведь как сказал апостол Иоанн Богослов: Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). А моя главная задача, как крестной, сделать все, чтобы в жизни маленького человека, которого мне Церковь вверила на попечение, состоялась его главная встреча — встреча с Богом.
Инна Стромилова
Газета «Православная вера» № 11 (415) 2010 г.