Был такой случай, когда одна женщина постоянно ходила на Всенощные бдения и на Литургии. Однажды я спросил ее:
– Где твой муж?
То есть, я сказал ей те слова, которые Христос сказал святой Фотинии, самарянке: «Где твой муж?» Она ответила:
– Батюшка, он не интересуется такими вещами, он в другом месте.
– Кто он? Ты что, за мусульманина вышла замуж?
– Нет, просто он вообще не религиозен. Ему не нравятся такие вещи.
– Понятно. А когда ты идешь в церковь, что он говорит?
– Мы всегда ругаемся, прежде чем я уйду в храм, но я все-таки ухожу, потому что хочу быть рядом с вами, батюшка!
И улыбнулась. Она подумала, что я скажу ей: "Молодец!"
Но я сказал ей:
– Послушай, мы не можем совершать Бдение, зная, что твой муж хочет, чтобы ты была дома. Совершенно не нужно, чтобы он переживал из-за тебя и из-за меня.
– Батюшка, он и на Бога злится! – сказала она тогда.
А потом добавила торжествующе:
– Я знаю, что Христос нас разведет!
Вслушайтесь в эти слова! «Христос нас разведет!». Христос ни в чем не виноват, но наше поведение, тот образ жизни, по которому мы иногда переживаем Христа, заставляет людей думать, что Он может стать причиной развода. Я ей сказал:
– Послушай! Оставь свою просфору и иди домой, придешь в храм утром. Утром он тебе разрешает ходить на службы?
– Да, разрешает. Ему не нравятся вечерние бдения, потому что он хочет, чтобы я была дома, с ним.
– Так останься дома!
– Хорошо, – ответила она, – но он не говорит на духовные темы.
– Говоришь ли ты о духовном на исповеди, например? Попробуй, сядь рядом с мужем, прояви внимание к тому, что он тебе скажет, выслушай его. Будь терпелива, чтобы завоевать его сердце, чтобы его полюбить, чтобы тронуть его своей жертвой. Поверь мне, это очень духовный поступок, и очень нелегкий, уверяю тебя!
Она поступила так, как я сказал, но это далось ей ценой огромных усилий.
Потом я попросил ее:
– Передай своему мужу, что я прошу у него прощения, потому что я столько времени не знал, что он не разрешает тебе ходить на бдения.
И тут она не выдержала:
– Я не могу сказать ему этого! Хватит с него! Я и так сейчас делаю больше того, что он хотел!
Как вы думаете, дорогие мои, чего здесь не хватает? В этих словах много эгоизма, но не хватает рассудительности. А рассудительным быть необходимо. Не сметать все на своем пути, а подумать: «Ну что ж, в этот раз я в субботу останусь дома, а в воскресенье утром пойду в церковь. Это будет моя жертва. Так я сохраню близкие отношения с мужем, завоюю его сердце. Я поступлю так, чтобы он смог сказать потом: “Посмотрите, что сделал Христос с моей женой – она стала ласковой, нежной, снисходительной, доброй, сострадательной, понимающей”».
В противном случае, он скажет:
– Вот! Ты начала ходить в церковь – и посмотри, что произошло!
Это страшно, когда о нас, находящихся близко к Богу, принадлежащих к Церкви, говорят: «Посмотри, на этого странного человека в храме!» Почему же нас называют странными? Ведь наш характер, наша доброта, сострадание и уважение к людям должны бы сделать нас самыми привлекательными людьми в мире? Все так, но вот уважения-то нам и не хватает.
Когда другой захочет вести свою борьбу, ты это увидишь. Когда он захочет, то будет поститься, будет ходить в церковь, будет исповедоваться… Тогда, когда Бог его просветит.
– Так что же, мне ничего не говорить своему мужу, батюшка?
– Говори обязательно, но… молчанием и благим примером.
Архимандрит Андрей (Конанос)