- Действует ли на младенцев таинство причащения и действует ли таинство соборования на человека, который находится без сознания или в реанимации?
- Я скажу так: вы учтите, что благодать Божья – это не птичка в клетке. А что такое птичка в клетке? Она или есть в клетке, или её нет. Сумели – поймали, она вся там. Не поймали – её вообще нет. Благодать может действовать с разной силой: может и чуть-чуть, а может и с такой силой, как у Серафима Саровского – он светился как солнце, так, что смотреть было невозможно.
Так вот и здесь, когда речь идет о причащении детей. Мы должны понять общее правило. Что говорят святые отцы? «Бог не может спасти человека без воли самого человека», то есть без меня меня спасти. «Без меня меня женили» – помните такое? Так и в спасении: если бы это было возможно, то Бог спас бы Адама, вот и всё. Но не может, такова воля человека, такова его свобода.
Что имеет ребенок? Он имеет какое-то понимание, когда его причащают? Нет. Как же быть? Вот здесь-то и возникает очень серьезный вопрос: ребенок, пока он еще младенец, является, если хотите, частью своих родителей. И поскольку ребенок не имеет этой воли, не имеет свободы, кто может ее заменить, если ребенка хотят причастить? Кто?! Родители! Они должны подготовиться. Как? Волей сознания, так, как положено к причастию, и причаститься. И ребенок тогда причастится, ребенок тогда действительно получит ту полноту благодати, которой сподобляются его родители.
В противном случае, когда нет ни воли, ни разумения, тогда что? Что будет с мышкой, которая вдруг нечаянно съела частицу Святых даров? Причастилась ли она? Так вот, оказывается, тем, кто хочет причащать детей, надо не «просто так» – от телевизора к чаше, надо самим подготовиться, если мы хотим, чтобы причастие действительно было полезным. Чтобы благодать действовала максимально, насколько это возможно, на этого ребенка, а не «просто так». Вот когда причащают «просто так» - смотрите, чуть ли не каждое воскресенье носятся, причащают. И в тринадцать-четырнадцать лет – где же они, эти дети, которые уже должны все быть во Христе? Как где? На дискотеке. Поняли? Благодать нельзя загнать, знаете ли, одним актом.
Надо не забывать, что пишет Иоанн Златоуст: Иуда причастился на Тайной Вечери, но с этим причастием вошел в него не Христос, а сатана. Мы об этом совершенно не хотим думать, нам главное – сделать. Можно и сделать, а что пишет Серафим Саровский? «На земле ты причастился, а на небе остался непричащенным». Нам этого хочется? Мы хотим, чтобы наши дети действительно причащались. Для этого, дорогие родители, потрудитесь над собой. Конечно, вы тогда не сможете каждую неделю причащать ребенка, но не беспокойтесь – он свят, этот ребенок. С ним ничего не произойдет оттого, что вы не сможете причащать его каждую неделю, а вот хотя бы раз в месяц, но подготовьтесь сами и с ним причаститесь. Вот тогда для него будет действительно великое благо, и для вас, родители, и для ребенка. Вот тогда будет польза церковная. А то только детей носят, причащают, а ребенок еще во всю противится, а его насильно причащают. Такое ощущение, что мы насильно загоним в рай. Вот до чего мы дошли.
Осипов Алексей Ильич (Профессор Московской Духовной Академии)