Брак - испытание на взрослость

В наше время многие молодые люди относятся к браку легкомысленно, несерьезно, с расчетом на то, что «разведемся, если не получится». О том, что к этому великому таинству нужно  готовиться не только материально, но и духовно в наше время знают немногие. Расчет на то,  что «попробуем, если не понравится – разбежимся» создает негативный настрой будущих супругов, которые  при малейших проблемах бегут расторгать брачные узы, а потом снова создают  новые. Игра в семью становится модной забавой современных людей, в которую можно поиграть и забросить.

Во времена Святой Руси молодежь основательно готовили для вступления в брак. С житейской точки зрения родители готовили своих чад не только в духовном смысле, но и в мирском. Парней учили, что до  женитьбы мужчина должен решить для себя вопрос: настолько ли он самостоятелен в материальном отношении, чтобы обеспечить благосостояние своей семьи. В наше время, к сожалению, это обстоятельство не учитывается. Многие родители «берегут» своих уже взрослых сыновей, содержат их денежно, не приучают к самостоятельности. В результате в брак вступает совершенно инфантильный молодой человек, не приспособленный к семейной жизни. К «девицам на выданье» в былые времена также предъявляли  особые требования. Девушки должны были быть подготовленными в плане умения вести домашнее хозяйство, помогать своим супругам в быту. Даже красивая внешность не помогала выйти замуж тем девушкам, которых родители не приучили быть хозяйками.

В условиях нашей современности потенциальная невеста должна, прежде всего, красиво выглядеть, чтобы привлечь внимание противоположного пола. Девушек нередко родители ограждают от домашней работы, мол «ещё наработаешься». Вот и встречаются  зачастую в браке два совершенно незрелых человека, психологически и материально зависимых от своих родителей, не понимая истинного смыла создания семьи.

Излишняя гиперопека над уже взрослыми детьми может привести к тому, что  люди никак не могут «отлепиться» от своих родителей и создать собственную семью. Или создав уже семейный тыл, они психологически не устанавливают  границы общения с родителями, из-за чего возникают конфликты со второй половинкой. В результате уже совсем  взрослые семейные люди остаются «маменькиными и папенькиными» детьми, не желая окончательно расставаться  с ролью беззащитного ребенка.

Многие современные молодые люди не решаются вступать в брачные отношения по причине материальной неустроенности. Играет ли важную роль при заключении брака «денежный вопрос»? Господь сказал, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения». ( Лк.12,15) Поэтому решающего значения материальная сторона не должна играть при создании семьи. «Брак — не торговля, не коммерческая сделка ради чисто практических видов и планов или каких-нибудь материальных выгод, а «союз жизни», - пишет Иоанн Златоуст.

В наш век для многих людей деньги заменили Господа. Страсть к наживе,багатству многих ослепляет. Многие парни и девушки смотрят не на духовне качества друг друга, а  на социальные статусы и денежные сбережения. Браки «по расчету» стали нормой нашей действительности, их зачастую одобряют родители и родственники. Особенно тяжело строить  семейные отношения с женщинами, привыкшими к роскоши и богатству.

«Кто   взял   богатую   жену ,  тот   взял   себе   более   госпожу ,  нежели   жену. Если жены и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то когда и то будет прибавлено, как они могут быть сносными  для супругов? А  кто   взял   жену , равную по состоянию или беднейшую,  тот   взял   себе  помощницу и сотрудницу и внес в дом все блага; потому что нужда бедности располагает ее беречь своего мужа и во всем слушаться его и повиноваться ему и устраняет всякий повод к несогласию, вражде, гордости и оскорблению, а напротив, делается союзом мира, единодушия, любви и согласия. Кто женится из-за денег на богатой невесте, тот часто лишается главного – мира, согласия, единодушия. Ведь мы вступаем в брак не для того,чтобы наполнять дома враждою и ненавистью, чтобы иметь ссоры и распри, чтобы заводить несогласия друг с другом и делать жизнь не в жизнь, но для того, чтобы нам пользоваться помощью, иметь пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы наслаждаться миром, согласием и домашним благоустройством».

Согласно православной вере, при вступлении в брак следует обращать внимание, прежде всего, на доброту характера, честность, рассудительность, благоразумие. Следует хорошо присмотреться к понравившемуся  человеку, не спешить с выводами. Феофан Затворник дает ценный совет, чтобы страсть не помрачала разум: «Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи».

Очень часто молодые супруги имеют ложное представление о браке как о нескончаемом празднике, веселье. Но  встретившись с  первыми трудностями семейной жизни спешат попрощаться с этой иллюзией.  Христианское учение говорит и  о радостях семейной жизни, и о том, это  весьма тяжелое испытание. Готовность к трудностям семейной жизни помогает людям реально оценивать  свою готовность вступить в брак, ограждая от сказочных представлений о семье.

Троицкие Листки (ст.349): «Семейная жизнь для любящих друг друга супругов — рай, а для нелюбящих — ад. К вам слово мое, молодые люди, желающие вступить в брачный союз! Прежде получше спросите самих себя: что сей союз принесет вам — рай или ад? И тогда только, по здравом рассуждении, решайтесь на этот великий жизненный шаг».

 

Одесская епархия


  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.