По благословению Преосвященнейшего Феодосия, епископа Нижнетагильского и Невьянского, временно управляющего Серовской епархией, в Краснотурьинске 13-14 июня проходил двухдневный обучающий семинар «Педагогика духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в условиях ФГОС ДО: теория и практика» для педагогов дошкольных образовательных организаций. Семинар был организован отделом Религиозного образования и катехизации Серовской епархии совместно с управлениями образования ГО Краснотурьинск, ГО Карпинск и Волчанского ГО. Слушателями семинара стали 38 старших воспитателей детских садов городов Краснотурьинска, Карпинска и Волчанска. Педагогический семинар проходил на площадке Уральского Инновационного Молодежного Центра. Обучающий семинар провела Елена Бородина – кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета.
Целью обучающего семинара стало совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников дошкольного образования в области педагогики духовно-нравственного и патриотического воспитания детей (образовательные области по ФГОС ДО «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
В первый день участники рассмотрели теоретические основы воспитания. Погрузились в непростую тему об основных понятиях: нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность, традиционные ценности, базовые национальные ценности, ценностное отношение.
Слушатели получили задание от Елены Николаевны: вспомнить свою первую или яркую встречу с православной культурой и сопроводить свой мини-рассказ ассоциативными комментариями и символами (образами). Получилось очень душевно, содержательно и значимо.
Далее было знакомство с авторскими методиками Елены Николаевны «Кубики – неслучайная случайность». На примере авторской технологии узнали, как организовать совместный творческий процесс детей и взрослых, сопряженный с духовно-нравственным воспитанием. Работая в малых группах, слушатели создали свой игровой материал – тематические кубики с различными соответствующими образами. В результате случайного выброса и наличию определенного количества образов, сочинили свои рассказы, в сюжете которых был заложен нравственный поступок, выполнили коллективные иллюстрации.
Интересным и полезным для участников стало также знакомство с комплексом настольно-дидактических игр «Наследие» на материале произведений изобразительного искусства. В содержание каждой игры, в ее визуальном и информационном контенте автором игр - Еленой Николаевной Бородиной заложены духовно-нравственные или патриотические ценностные установки.
Познакомившись с технологией создания настольной игры, педагоги на практических занятиях учились создавать свои дидактические игры. За основу было выбрано из предложенного материала одно наиболее понятное произведение живописи, в сюжете которого есть проявление нравственного или безнравственного поведения человека.
Слушатели познакомились с методологической и методической основой процесса ценностно-смыслового понимания и восприятия произведений живописи, взятых за основу настольно-дидактических игр. На практике постарались реализовать полученные знания - приложить увиденное и осмысленное к словесным импровизациям, театрализации. Слушателям было предложены выбрать копии картин – произведений живописи русских и советских художников. Педагоги должны были продемонстрировать ту ситуацию, которую они увидели в данном произведении и раскрыть, содержащийся в ней, нравственный урок. В результате у педагогов остались личные наработки, связанные с ценностно-смысловым восприятием той или иной ценности, личные переживания, которые они сопроводили рисунками.
Еще один авторский методический продукт – «Физминутки со смыслом» – двигательные импровизации, сопровождающие смысловой сюжет стиха. В стихе предстает какая-либо ценность, нравственный пример, ценностная установка и т.д. Таких упражнений у Елены Николаевны более 50.
Елена Николаевна, провела с участниками работу с информационными листами по традиционным ценностям России, прописанным в Указе президента РФ. Слушатели поработали со словарными определениями этих ценностей, цитатами соотечественников. Посмотрели тематические видеоролики, закодированные с помощью QR-кода.
Каждому участнику семинара были предоставлены электронные методические материалы для помощи в организации процесса духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Актуальность проведения подобных педагогических семинаров была определена в ходе проведения муниципальных этапов XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях, когда в беседах с руководителем епархиального ОРОиК иереем Евгением Калашниковым воспитатели детских садов неоднократно поднимали проблему необходимости повышения компетенций педагогов в области духовно-нравственного воспитания. Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации Серовской епархии планирует дальнейшее проведение данных обучающих семинаров для воспитателей дошкольных ОУ и в других муниципалитетах, находящихся на территории канонической ответственности Серовской епархии.