29 марта 2015 года в помещении Воскресной школы храма Максима Исповедника состоялась встреча учителей церковно-приходских школ городов Краснотурьинска и Волчанска. Под руководством иерея Евгения Калашникова, преподаватели обсудили актуальные вопросы. Речь шла о предстоящей аттестации школ и учителей этих школ, а также о тех трудностях, которые встречаются в привлечении детей в воскресные школы.
Многие учителя Воскресных школ сталкиваются с этой проблемой. Дело в том, что начав ходить в Воскресную школу, дети часто её не заканчивают. Они могут посещать школу только в течение одного учебного года или даже ещё более короткий срок. Эта проблема актуальна и болезненна для многих ЦПШ.
В конструктивном диалоге учителя искали ответ на этот сложный, но очень важный вопрос. Напоминая о цели деятельности Воскресных школ, отец Евгений, сказал: «В школе мы должны создать атмосферу духовного роста, интересного общения. Дети должны, приобретая знания о православии, возрастать духовно». Как это сделать? Труднейший вопрос.
Сложность начинается с самого первого шага при попытке ответить на него, т.к. для начала диалога по обозначенной проблеме надо определить понятия, раскрывающие духовно – нравственное воспитание и образование. Назовем их: «духовное воспитание», «духовное образование», «нравственное воспитание», «религиозные знания», «религиозный опыт». В ряд этих словосочетаний можно добавить ещё: мировоззрение, миропонимание, осмысление, духовное состояние. За каждым термином стоит его осознание и проживание, которое имеет для каждого человека свою меру и опирается на личный опыт. Смысл терминов феноменален и метафизичен, оттого нет однозначного ответа на этот актуальный вопрос.
А как говорить об этом с детьми? Как не оттолкнуть их от спасительного Православия? Как помочь каждому ребёнку, перешагнувшему однажды порог храма, стать чадом Матери – Церкви? Как помочь воцерковлённым детям выстоять в мире реального социума?
Конечно, первые помощники учителям воскресных школ - это родители.
Духовное воспитание ориентирует детей и подростков на Абсолютные ценности. «И действие педагога необходимо, но недостаточно, поскольку истинная духовность является результатом проявления собственной воли человека и Божественной».(Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры/ С. Ю. Дивногорцева.- М.: Изд – во ПСТГУ, 2012, с 146).
Педагоги воскресных школ были единодушны в необходимости привлечения родителей к деятельности школ. Эта работа необходима для укрепления духовных связей между прихожанами – родителями, что создаёт благоприятную среду для воспитания подрастающего поколения.
В диалоге педагогов звучало, что некоторые родители стоят в трудной ситуации определения конкретных приёмов православного воспитания, т.к. они им просто неизвестны. Прежде чем возрождать замечательные традиции православного воспитания, конечно, надо о них узнать, а потом ещё и начать их осуществлять, но уже в новых условиях.
Зачастую эти условия не только осложняют цели православного воспитания, но противоположны им. Хочется верить, что и это испытание мы преодолеем достойно, ведь не привыкать православным жить в борьбе с трудностями и нести свой крест. А именно для этого, надо поддерживать диалог между школами, выстраивать сотрудничество с родителями. Это трудно, т.к. пока ещё только обозначились проблемы. Но первые шаги уже сделаны.
Эта встреча учителей определила актуальность сотрудничества Церкви, педагогов и родителей.
В преддверии светлой Пасхи, хочется верить, что и все возникающие проблемы Воскресной школы мы решаем верно, и в дальнейшем сможем многое, и, следуя словам апостола Павла, сказать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». (Флп.4,13).
Надежда Рукина