Церковная лавка Максимовского собора предлагает всем желающим настольные книги-календари на 2024 год, которые будут хорошим подарком к Рождеству Христову и станут дорогой православных знаний для семьи, родных, друзей.
Эта книга-календарь будет интересна не только взрослым, но и молодежи. Календарь послужит и в последующие годы. В книге с красочными обложками напечатан церковный календарь на каждый день года с именами святых разных столетий и дни праздников многочисленных икон Божией Матери, отрывки из Евангелия, рассказы о святых, беседы со священнослужителями, молитвы, вопросы и ответы, стихи православных поэтов, рецепты постной кухни. В календаре вы сможете с удивлением узнать о том, какие церковные праздники, имена святых и иконы Богородицы вспоминает Русская Православная Церковь в день вашего рождения на Божий свет, в день крещения и в другие памятные даты семьи. Подробную информацию можно узнать в библиотеке Максимовского собора и в интернете. Мои друзья в таких книгах-календарях делают закладки, подчёркивания и даже выписывают в отдельную тетрадь православные знания, чтобы не забывать и в праздничные семейные чаепития напомнить эти знания мужьям, чадам, дедушкам и бабушкам.
С началом Рождественского поста мы с алтарником Максимовского собора Владимиром Котенковым из молодежного клуба «Благовест» поздравили тепло друг друга. И мне припомнились его недавние слова из короткого разговора со мной о том, что, учась в Екатеринбургской духовной семинарии, он заинтересовался творчеством русского православного писателя Ф.М. Достоевского. И я с радостью принесла ему в эти дни из своей домашней православной библиотеки в подарок настольную книгу - календарь «Притчи», в котором на первой странице напечатан отрывок из романа Достоевского «Братья Карамазовы», где герой просит пересказывать ему для души притчи из Евангелия и жития святых. Я рада, что эта книга-календарь с православными знаниями пополнит его домашнюю отдельную книжную полку с произведениями Ф.М. Достоевского.
В Рождественский пост увиделась с Володей в Максимовском соборе после воскресной службы и вспомнилась мне удивительная история познания православных знаний для нас обоих. А припомнилась мне недавняя поездка с батюшкой Андреем и матушкой Натальей, прихожанами разного возраста, с молодёжью «Благовеста» и их друзьями в Верхотурский театр-студию «Град» на спектакль «Дорога», посвящённый 330-летию обретения мощей праведного Симеона Верхотурского в селе Меркушино. Театр находится на территории Верхотурского Кремля, где возвышается старинный красивый Свято-Троицкий собор.
После спектакля вечером я и Володя молча шли дорогою вдоль Свято-Троицкого собора. Я любовалась красотой вечера и храмами, и спросила у Володи дату его рождения на Божий свет и поинтересовалась о том, память каких святых церковь чтит в этот день и отмечается ли праздник одной из икон Божьей Матери. Володя тут же достал из кармана сотовый телефон и по интернету зачитал святых, память которых празднуется 12 ноября. И оказалось, что в этот день также Церковь чтит память Озерянской иконы Божией Матери.
С историей и изображением этой иконы мы были не знакомы. Мы продолжали идти возле Верхотурского Свято-Троицкого собора. Я любовалась дорогой, припорошенной белым снежком, который оттенялся поздним вечером и мерцающими звездочками на темном небе. А дома уже в библиотеке, я удивилась, увидев икону «Озерянскую», где Божью Матерь с младенцем Иисусом Христом окружают звездочки. Удивителен Божий промысел!
Низко кланяюсь церковным издательствам России за иконы с познавательными текстами и молитвами на обратной стороне, за книги и календари - за Божью дорогу православных знаний.
Когда Владимир Котенков на улице зачитывал церковный календарь за 12 ноября, меня заинтересовало среди перечисленных святых имен - священномученик Матфей Казарин, протодиакон (1942). И у меня возникли вопросы - что с ним произошло во второй год Великой Отечественно войны, как выглядел он в миру, его изображение на иконе и житие. Недавно я шла дорогой мимо городской библиотеки, в которую зашла и сделала запрос в интернете о святом и хочу с вами поделиться этими православными знаниями.
Священномученик Матфей Казарин, протодиакон. Память 12 ноября. Даты жизни: 9 ноября 1886 г. - родился в с. Покосы Мордовской области - 12 ноября 1942 г. - Карлаг НКВД. Прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году.
Матфей Казарин родился в семье псаломщика, окончил 4 класса духовного училища, затем учился в Тамбовской Духовной семинарии, но не окончил её. Не известно, когда началось диаконское служение и где начинал служить отец Матфей, но из «следственного дела» известно: 1930 г. - арестован в Тамбовской области и приговорён нарсудом к 2 годам тюрьмы. После освобождения из лагеря служил в Ильинской церкви г. Мичуринска вместе с прп. Севастианом Карагандинским. В 1937г. снова арестован и вновь обвинён в агитации против партии и правительства. Приговорён НКВД по Тамбовской области к 8 годам тюрьмы. В 1938 г. был выслан в Карлаг НКВД, где был определён на общие работы. В следственном деле есть запись о том, что ему была сделана операция на больном желудке. И дана характеристика: к работе относится добросовестно, к инструменту отношение бережное, норму выработки выполняет, часто болеет, в культмассовой работе не участвует, в быту ведёт себя хорошо, дисциплинирован. В следственном деле записано - умер по болезни.
С интересом я ознакомилась с историей Озерянской иконы Божьей Матери, празднование которой тоже 12 ноября.
Эта икона одна из наиболее почитаемых икон в Слобожанском крае Украины с XVI века. Имя это дано чудотворному образу по месту его явления - на берегу речки Озерянки. В настоящее время это село Нижняя Озеряна, расположенное в 30 километрах на юго-запад от Харькова и в 3 километрах от Мерефы.
Озерянский образ Богоматери стал почитаться как охраняющий Харьков и всю Слободскую Украину. В настоящее время находится в Крестовоздвиженском храме Покровского мужского монастыря (Харьковская епархия). С Озерянской иконы было сделано множество списков. Они существенно отличаются друг от друга, хотя многие из них прославились своими чудотворениями.
Архиепископ Харьковский, а впоследствии Черниговский Филарет в своём «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» сообщает: «Характерную особенность святой иконы Озерянской составляет украшение из звёзд, окружающих лики Богоматери и Предвечного Младенца в червленой ризе, испещренной звёздами».
А вот какое описание иконы встречается в книге Д.И. Багалея и Д.П. Миллера «Истории города Харькова за 250 лет его существования (с 1655 по 1905 год)»: «Богородица изображена повернувшей лицо в сторону Младенца, на Ней красный хитон и голубой мафорий, на голове корона; правая рука Её в позе моления, а левой Она поддерживает Младенца Христа, сидящего у Неё как бы на коленях у левой руки; Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как у Богородицы, в левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих жёлтые. Начиная от плеч, кругом нимбов Богородицы и Христа на фоне иконы шли звёзды, видимые и теперь. Вверху иконы, справа и слева, облака. Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см».
Именно описание святыни, сделанное в начале XX века Д.И. Багалеем и Д.П. Миллером, оказалось тем источником, опираясь на который Озерянская икона, погибшая в 1930-е годы, была воссоздана в начале уже XXI столетия - в сентябре 2010 года. 16 сентября того же года этот воссозданный образ был освящён на месте его обретения - в Озерянах.
Но вернёмся в XVI век в лесистую местность, через которую текла речка Озерянка. Её берега покрывали луга, поросшие буйным разнотравьем. В этом столетии, когда край ещё страдал от захватнических татарских набегов, и произошло чудесное обретение иконы Божьей Матери.
В те времена эти земли находились во владении мерефянского священника Феодора. Он обустроил здесь хутор Озерянку и содержал пасеку. По преданию, однажды местный крестьянин косил на лугу траву. После очередного взмаха косы услышал человеческий стон. Наклонившись, увидел в густой траве рассечённую косой икону Божией Матери. Опечаленный случившимся, он принёс пострадавшую икону домой. А утром не обнаружил образа в своём доме - нашли его на лугу, там, где он был обретён. Рассечённые косой части иконы плотно срослись, оставив на месте разреза едва заметный шрам. Перед иконой горела свеча, а рядом бил родник ключевой воды.
Иерей Феодор, духовно обрадованный явлением в его владениях иконы Богородицы, сообщил об этом владыке Белгородскому и Обоянскому Феодосию и по его благословлению построил деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме и был установлен обретённый святой образ. Многим верующим икона, поименованная Озерянской, приносила утешение и исцеление. Видя знамения благодати Божией, исходящей от чудотворной иконы, иерей Феодор пожелал, чтобы в его пустынно-уединённом хуторе устроилась иноческая обитель. В то время хутор Озерянку посетил наместник Святогорского Успенского монастыря архимандрит Севастиан (Юхновский), известный своей благочестивой подвижнической жизнью. По преданию, архимандрит Севастиан тяжело болел и по обету пешком прошёл неблизкий путь от Святогорского монастыря до Озерянки, чтобы поклониться новоявленной чудотворной иконе. И по молитвам своим получил совершенное исцеление. Узнав о желании иерея Феодора основать монастырь, архимандрит Севастиан вызвался помочь этому благому делу. В 1711 году в Озерянке была основана Богородичная пустынь. Стараниями архимандрита Севастиана расширили и украсили храм Рождества Богородицы, позже возвели церковь рождества Иоанна Предтечи с трапезной при ней, братские кельи и обнесли обитель изгородью.
После 1917 года безбожные власти всячески старались уничтожить и чудотворный живительный источник на месте явления Озерянской иконы. Его засыпали землёй, забрасывали каменными блоками - остатками разрушенных церковных строений - и даже надгробными плитами. Но каждый раз источник заявлял о себе струями чистой воды. Несмотря на запрет властей, и в те годы в Озерянку приходили верующие и находили здесь утешение.
Господу Богу было угодно, чтобы пришли новые времена. Последнее десятилетие прошлого столетия стало временем возрождения православной жизни в Озеряне. Летом 1991 года митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил игумена Антония (Сухорукова) на восстановление часовни и наведение порядка на месте явления Озерянской иконы Божией Матери. Через 3 года, летом 1994-го, строительство здания храма-часовни было завершено, оставалось произвести внутренние отделочные работы. А 12 декабря 1994 года настоятелем Озерянского храма был назначен иеромонах Никодим (Сылко). 4 июня 1995 года, после многих лет запустения, вновь была возжена лампада перед чудотворной Озерянской иконой Божией Матери на святом месте её обретения. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим при великом стечении народа осветил храм- часовню и отслужил первую Божественную литургию. С тех пор каждую субботу, а также в дни престольных праздников Озерянской пустыни - 29 июня, 7 июля, 12 ноября (по нов. ст.) и в пятницу Светлой седмицы - в Озеряне совершается Божественная литургия и молебен с освящением воды.
Трудами и заботами настоятеля игумена Никодима (Сылко), жертвователей и прихожан храм-часовня, источник и территория вокруг них благоустроены и благолепно украшены. Для желающих совершить благодатное омовение устроена купальня.
В те далёкие годы чудотворно явленная икона привлекала в Озерянку тысячи паломников, больных, страждущих людей. Монахами документально зафиксированы многочисленные случаи чудесных исцелений.
Заступничество иконы жители Харькова чувствовали всегда, но больше всего случаев исцеления было зафиксировано в 1833, 1848 и 1871 годах. В те годы в Харькове свирепствовала холера. Озерянскую икону Божией Матери носили от дома к дому, люди поклонялись чудотворному образу, покаянно молились об исцелении и спасении. И тяжкая болезнь отступала.
В 1844 году по просьбе жителей Харькова преосвященный Иннокентий (Борисов) получил разрешение святейшего синода на перенос иконы на зиму из Куряжского монастыря в Покровский собор. Тогда же установили два крестных хода: 30 сентября икону переносили из Куряжа в Харьков, а 22 апреля - из Харькова в Куряж . Это были торжественные праздничные дни для всего Харькова. Как писала газета «Южный край», в эти дни «все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрываются, и все жители, стар и мал, спешат провожать или встречать «Матушку царицу Небесную, чудотворную Ея икону Озерянскую»».
В 1863 году харьковский купец Никита Павлов исходатайствовал разрешение Синода ежегодно привозить «в приличном экипаже» чудотворную Озерянскую икону из Куряжского монастыря в Мерефу, а из Мерефы крестным ходом переносить в Озерянку. Купец выстроил на месте явления иконы прекрасную каменную часовню над источником, украсив её иконами.
Чудеса от чудотворной иконы не прекращаются и в наши дни. Ныне в Озерянском храме-часовне находятся две иконы: одна старинная, переданная протоиереем Николаем Бараненко, который многие годы служил настоятелем Озерянской церкви Харькова, вторая написана художником- иконописцем Инной Бойко. Тот, кто, посещая святое место, с верой молится перед этими иконами, получает милости от Господа Бога и его Пречистой Матери. И даже харьковская газета «Трибуна трудящихся» опубликовала 15 июня 2005 года факты по выздоровлению людей.
Православные люди с благодарностью и прославлением идут к этой иконе Богородицы за ее покров и материнскую любовь ко всем нам многогрешным. Слава богу за все!
Ирина Большакова