Лицо православного храма

Послушание в церковной лавке, или за свечным ящиком, - дело непростое и достаточно ответственное. Работники церковной лавки первыми встречают верующих в притворе храма. Им приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями прихожан и духовными вопросами. Судьбы людские, их настроение, боль и радость проходят через сердца и души работников церковной лавки. От чуткости, терпения, знания, практики и мудрости зависит многое, именно эти работники являются главной опорой священника, а также лицом всего храма. Об особенностях этого служения рассказывают женщины, несущие послушание в церковной лавке храма преподобного Максима Исповедника.

- Чаще к вам люди обращаются с горем или радостью?

Халатова Вера несет послушание в церковной лавке храма полтора года. «Есть такое мнение, - говорит Вера, - что в церковь люди идут, если у них случилось какое-то горе. Например, родственник заболел или на отпевание усопших. Но это не так. Приходят и с радостью – детей окрестить, например, или венчаться».

- Радостью мало кто делится, - рассказывает работница церковной лавки Шадрина Светлана, - а с горем люди изливают здесь душу как перед доктором. Бывает, приходят и плачут – ситуации в жизни всякие бывают. Я стараюсь помочь по мере возможности или советую обратиться к батюшке.

- К нам приходят и с радостью и с горем и просто пообщаться, - рассказывает работница церковной лавки Шевкунова Зоя, -  Например, заходят свидетели Иеговы поспорить со мной. Зашел как-то отец Август из лютеранской церкви, купил православной календарь. Мусульмане часто приходят, покупают мёд, бальзамы. Предлагаю им православную литературу, но они отказываются брать. Мне приходится встречаться с различными религиозными конфессиями.

Недавно женщина пришла, поделилась: ребенок кричит по ночам очень сильно, говорит, что ей посоветовали купить ладанку. Спрашиваю: ребенок у вас крещеный? Отвечает: нет, не крещеный. Посоветовала ей окрестить ребенка и обязательно поговорить с батюшкой.

Приезжают к нам в лавку военные с Кытлыма, им очень нравятся книги диакона Андрея Кураева, митрополита Вениамина Федченкова, Александра Дворкина. Недавно один военный заказал книгу Кураева «Дары и анафемы», мы ему привезли.

- Как церковный работник должен вести себя по отношению к вошедшим мужчинам и женщинам в алкогольном опьянении?

- Я всегда стараюсь относиться к таким людям с добром, - рассказывает Шевкунова Зоя, - говорю: «Мужчина, что-то вы сегодня пришли к нам в какой то необыкновенной радости! Наверно что то отмечали?» И человек сразу раскрывается. Оказывается у него внук или сын родился или какое либо знаменательное событие. «Если вы в таком радостном настроении, - говорю ему, - то наверно подарки хотите приобрести?» И что-нибудь обязательно такой человек купит. Я никогда не пытаюсь воздействовать с позиции силы на выпивших людей, не выгоняю.

«Даже если пьяный человек набрался смелости и приходит в храм, - говорит Халатова Вера, - его ведь что-то сюда привело. Душа у него в храме бьется, душа просыпается. Поставит он свечку к иконе, стоит и плачет. Ну, пусть постоит. Уверена, в храм приходят замечательные, прекрасные, добрые люди».

- Вообще мы смотрим по ситуации, - рассказывает Шадрина Светлана, - Если человек совсем неадекватен и неприлично себя ведет, то вызываем полицию – у нас есть тревожная кнопка. Вот недавно был случай. Пришел выпивший мужчина и кричит: «Я из ФСБ!» Я говорю: «Выйдите, пожалуйста, и приходите в трезвом виде». Вывели его, а он опять заходит. Наши посетители начали пугаться его. Второй раз вывели его на улицу, он опять заходит. Пришлось нажимать тревожную кнопку. Охрана приехала и увезла этого мужчину. На следующий день утром он пришел трезвый и извинился. Мы его конечно простили.

- Грубость встречается от прихожан?

- Приходят некоторые люди специально поругаться, - рассказывает Шевкунова Зоя, -  Говорят: рядом храм, а здесь ещё одна церковная лавка – слишком много вас православных развелось! Я им по-доброму отвечаю, что это сделано для удобства. В храме не хватает места. Торговля в храме отвлекает прихожан, стоящих возле лавки, от службы. По церковным праздникам возникают большие очереди, а здесь большой читальный зал. Приходите, читайте. Мы вам всё расскажем и покажем. Приходите в храм на богослужения, исповедуйтесь, причаститесь. И, смотрю, потихоньку душа у человека растаивает. Вроде бы пришел с агрессией, а уходит с миром.

- С суеверными людьми приходится сталкиваться?

- Очень часто люди спрашивают можно ли проходить через ворота или надо всё же через калитку заходить на территорию храма, - рассказывает Халатова Вера, - Почему то распространено такое суеверие, что через ворота в храм нельзя ходить – через них выносят только покойников. А что тогда делать, если у храма нет калиток, а только ворота? Получается в такой храм вообще нельзя ходить? А, например храм в честь Преображения Господня в городе Серове – у него нет ни калиток, ни ворот, у него вообще забора нет. И как в него заходить? Несколько дней назад настоятель храма отец Андрей специально закрыл калитки на замок, чтобы все ходили через ворота.

Безграмотны люди и в отношении того, что касается смерти. Причина в том, что они не ходят в храм. По телефону часто спрашивают: «Сколько дней держать закрытыми зеркала, сколько табуреток переворачивать?» А уж полы помыть за своим усопшим – это обязательно! Как за заразным каким-нибудь, чтобы «и духу его здесь не было». Большинству нужно только застолье – «поминки». Как объяснишь им, что важнее всего – отпеть усопшего и помолиться о нем в храме?»

Рассказывает Шевкунова Зоя: «Помните, на «Первом канале» прошла передача Андрея Малахова «Пусть говорят» - Святитель Лука: чудо молитвы? Хорошая передача, духовная, о святителе Луке Войно-Ясенецком. На второй день с утра много людей пришло к нам в лавку, наверно человек 50, все спрашивали иконы святителя Луки. Разобрали все иконы и акафисты святителю. Целый день шли люди, мы приняли много заявок на иконы и на книгу архиепископа Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело». И когда я начинала разговаривать с людьми, то оказывается, что никто ничего не слышал о других святых. Например, о Николае Чудотворце, о великомученике и целителе Пантелеимоне. Мне приходилось рассказывать, что надо, прежде всего, молиться Господу нашему Иисусу Христу. Спрашивают: а как молиться? Объясняю им: молитесь от души, как умеете, рассказывала о молитве «Отче наш». Необходимо понимать, что святые – это не лекарственные препараты, а люди, угодившие Богу. И, например, преподобному Серафиму Саровскому молятся не «от боли в ногах», а в первую очередь – о заступничестве пред Богом и помощи в самом главном деле – спасении души. И что вообще-то, святые помогают нам не магически и не собственной «чудесной силой», а единственно милостью и благодатью Всемогущего Бога».

Подводя итог услышанному, можно сказать: золотое сердце, железные  нервы и огромный запас терпения - вот тот арсенал, который должен быть у работника церковной лавки. А нашим прихожанам хотелось бы привести слова одного московского батюшки: «Будучи сами грешными людьми, мы не должны рассчитывать на то, что святые будут сидеть у нас за свечным ящиком». И если кто-то из работников храма когда-то обидел вас неосторожным словом, постарайтесь простить его. Ведь один человек – это еще не вся Церковь!

 

беседовал Латышев Дмитрий


  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.