Наш Храм

Главная Интервью Молитва в бронзе

Жители нашего города по утрам, по вечерам, в праздники слышат мелодичный перезвон, доносящийся с колокольни храма преподобного Максима Исповедника. И над городом, и над лесом, и над прудом слышен этот звон, уходящий в небо. Захотелось познакомиться с человеком, который играет на «бронзовой гармонике». Им оказался Максим Железняк, молодой человек лет двадцати пяти – крепкого телосложения, глаза с хитринкой и добрая улыбка…

– Максим, все-таки профессия звонаря, если можно так выразиться, явление не совсем стандартное. Как Вы оказались на колокольне?

– Я пришел к вере в Бога примерно в 16 лет. В 2000 году храм преподобного Максима Исповедника был на реконструкции, и я начал ходить в храм апостола Иоанна Богослова, стал прислуживать в алтаре. По благословению настоятеля храма отца Вячеслава в 2002 году я поступил в Верхотурское православное духовное училище. Там преподавались основные православные дисциплины: литургика и катехизис. И была отдельная дисциплина, которая называлась «практика колокольного звона». Мы изучали основы звона и проходили практику на колокольнях Верхотурских храмов: Свято-Троицкого собора и Преображенского храма. Мне очень нравилось звонить, и я стал звонарем Свято-Троицкого собора на время обучения в училище.

 

По окончании училища, в 2004 году, я вернулся в Краснотурьинск. Храм Максима Исповедника был восстановлен, и я начал осваивать колокольный звон в этом храме. Колокола уже были развешены епархиальным звонарем из Екатеринбурга. Я лишь изготовил новый звонарский пульт и с друзьями перевесили колокола так, чтобы было удобней звонить одному.

Звонарь – это и послушание, и призвание. Звонарь является связующим звеном между храмом и небом. Его звон предваряет молитву в храме и становится ее продолжением по окончании богослужения. Звонарь служит Богу и Церкви, его помыслы должны быть чисты, потому что дело это важное, богоугодное.

Всех звонарей объединяет то, что они в дни церковных торжеств поднимаются на колокольню и с радостью ждут момента, когда можно будет звонить в колокола! Звонарство – это призвание, и призвание на всю жизнь.

– Сколько колоколов в «арсенале» колокольни при храме?

– На нашей колокольне десять колоколов – 3 зазвона, 5 альтов и 2 благовеста. Самый большой из них весит свыше тысячи трехсот килограммов. Они отлиты из бронзы умельцами Каменска-Уральского, работающими в известной фирме «Пятков и К°».

– Максим, каждый колокол имеет свой голос, а какие колокольные звоны имеют свои названия?

– Всего в церковном перечне свыше ста звонов, входящих в состав колокольных звонов, и каждый звонарь обязан знать, как звонить и чем отличаются звоны, к примеру, Успенский от Рождественского. Звон в православных храмах совершается по Уставу церковного звона, утвержденному Святейшим Патриархом.

Различают виды звонов: благовест, перебор или перезвон, трезвон. С помощью колокольного звона верующие созываются к богослужению в храм, а тех, кто отсутствует на службе, звон побуждает к молитве. В зависимости от характера служб различаются и звоны. Отличны друг от друга звоны в Великий пост, в праздники, в будни. Удивительное акустическое свойство колоколов - чем дольше звонишь, тем дальше слышно.

– Максим, а правда ли, что в Пасху разрешается всем желающим звонить на колокольне?

– Это действительно так, хотя об этом мало кто знает. Согласно Устава церковного звона, всю Пасхальную неделю любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола. Это единственное время в году, когда звон может быть в неурочное, не богослужебное время. Ну и, конечно, воспоминания об этом остаются на всю жизнь.

– Правда, что рабочее место звонаря называется пианино?

– Да. От звонарского пульта к языкам колоколов натянуты специальные растяжки, которые называются клавиши. Поэтому такое образное название – пианино.

– Говорят, что служба звонаря – тяжелый физический труд, так ли это?

– Можно сказать, что так. За одно богослужение надо совершить три звона: перед началом богослужения, во время и по окончании. То есть минимум три раза надо подняться на колокольню. На колокольне и холод, и высота, и физические нагрузки. Нужно еще и беречь уши, надевать наушники. Самое трудное – зимой в мороз. Если приезжает к нам Владыка Викентий, то я его должен ожидать на колокольне и встречать звоном. Порой долго приходится стоять и ждать.

– Когда готовился к нашей беседе, прочитал, что колокольный звон обладает благотворным воздействием как на физическое состояние человека, так и на духовное, что Вы можете сказать по этому поводу?

– Знаю, что раньше при эпидемиях и страшных морах били колокола во всех храмах зараженной местности до тех пор, пока воздух не очищался от заразы и эпидемия не останавливалась. Тогда это было возможно, храмы были везде, где жили люди. Сейчас в медицине колокольным звоном лечат некоторые нервно-психические заболевания.

Недавно с помощью математического эксперимента было доказано, что излучение звука колокола в свободном пространстве по своей направленности представляет собой объемный крест. А крест несет уже не простую физическую силу, но и духовную. Потому и называют колокольный звон «Благовест», так как возвещает он о том, что ради нас и для нас сделал Бог, обращающийся к нашим чувствам даже через звон.

Колокольный звон играет огромную роль в жизни Православной Церкви, как и церковное зодчество, иконопись. Является неотъемлемой частью нашей национальной музыкальной культуры. Колокольный звон сопровождает каждого христианина в продолжение всей его жизни: под колокольный звон мы крестимся, венчаемся и умираем.
Церковного звонаря можно смело сравнить с евангельским сеятелем, сеющем при дороге, в терниях, на каменистой почве и почве благодатной – где-нибудь да прорастет! Молитвой в бронзе называют на Руси колокольный звон.

беседовал Дмитрий Латышев.

 

Виды колокольного звона:

Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон.

Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого поста.
Собственно звоном называется такой звон, когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды:

Трезвон – звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приема). Он звучит на всенощном бдении, литургии.

Двузвон – звон во все колокола дважды (в два приема). Совершается на всенощном бдении.

Перезвон – звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на Литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великой Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон бывает и во время таинства Рукоположения.

Перебор – медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Также существует всполошный (набатный) звон – очень частый, который бывает во время тревоги.