Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день мы вспоминаем историю установления, восстановления и утверждения в православном христианстве иконопочитания.
В этот день в соборе преподобного Максима Исповедника Божественную литургию возглавил настоятель протоиерей Андрей Лимонов, ему сослужили - иерей Иоанн Любич и диакон Сергий. По окончании литургии был отслужен чин Торжества Православия.
Торжество Православия было установлено в Греции в IX веке в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами, которые уничтожали иконы и мощи святых, заключали в темницы и подвергали мучениям и казням истинно православных, отстаивающих право изображать на иконах Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед образами.
После VII Вселенского Собора (787 год), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Конец ереси иконоборчества положила царица Феодора. С ее помощью святые иконы были возвращены в свои обители, а гонения православных христиан закончились.
С того дня ежегодно проходит богослужение в память о знаменательном дне и святой императрице Феодоре, сыгравшей особую роль в истории праздника Торжество Православия.
- Торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, - считал архимандрит Иоанн Крестьянкин, - ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает миру жизнь и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, - это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви, этой любовью. Чтобы нам с вами быть истинно православными христианами, надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в ее молитвах, учении, таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями и уставами. А главное, необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена.