11 мая 2015 года, в центральной детской библиотеке состоялась конференция на тему: "Роль Церкви в Победе нашего народа в Великой Отечественной Войне ", посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие было организовано и проведено заведующей отделом обслуживания центральной детской библиотеки Рудковской Ольгой Михайловной, с участием православного молодежного клуба храма преподобного Максима Исповедника.
- Сегодняшнюю конференцию мне хотелось бы открыть словами покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, - сказала Ольга Михайловна Рудковская, - он говорил: «Ратный и трудовой подвиг нашего народа в годы войны стал возможен потому, что воины и командиры Красной Армии и Флота, а также труженики тыла были объединены высокой целью: они защищали весь мир от нависшей над ним смертельной угрозы, от антихристианской идеологии нацизма. Поэтому Отечественная война стала для каждого священной. Русская Православная Церковь непоколебимо верила в грядущую Победу и с первого дня войны благословила армию и весь народ на защиту Родины. Наших воинов хранили не только молитвы жен и матерей, но и ежедневная церковная молитва о даровании Победы». В советское время вопрос о роли Православной Церкви в достижении великой Победы замалчивался. Лишь в последние годы стали появляться исследования на эту тему.
Первым докладчиком «Отношение церкви к нацизму» выступил иерей Георгий Мартынов. Вот некоторые интересные выдержки из его доклада: "В Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином»(Рим. 10. 12). Как Бог не есть Бог иудеев только, но и тех, кто происходит из языческих народов, так и Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3.11). Национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации.
Сражаясь против нацизма, наши воины бились и за веру, и против глобальной власти мирового зла. Конечно, советская идеология, как и нацистская, отвергла Православие, но исторические факты показывают, что советский атеизм во время войны сдал свои позиции. В годы войны открылись тысячи храмов, в которых молились о победе, о воинах, ушедших из своих домов, чтобы биться с врагом за Родину, за своих близких и родных, о тех, кто в тылу трудился, чтобы приблизить разгром врага, о здравии раненых, о мудрости военоначальников, о ниспослании силы рядовым, на чьих плечах выносились все тяготы военно-полевой жизни, о упокоении погибших и их вечной памяти. Возобновилась монашеская жизнь во многих обителях, заработали духовные школы. Впервые после долгого перерыва стали готовиться грамотные священнослужители, а это значит, властью было признано, что у Церкви в Советском Союзе есть будущее".
Далее с докладом «Церковь и власть в годы войны» выступил Рудковский Ян. По его словам: «Сталин встретился с первоиерархами Русской Православной Церкви. Он дал разрешение на проведение Собора и избрание Патриарха в сентябре 1943 года и налаживание церковной жизни.
Уже через четыре дня после беседы в Кремле состоялся Архиерейский Собор. Многие из архиепископов, участвовавших в нем, были доставлены в Москву из лагерей и ссылок. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий был единодушно выбран Патриархом Русской Православной Церкви. Собор также избрал Священный Синод.
14 сентября 1943 года Сталин подписал постановление "Об организации Совета по делам Русской Православной Церкви". Его председателем был назначен полковник НГКБ Г. Г. Карпов. Сталин дал ему инструкцию: "Совет должен осуществлять связь между правительством и патриархом. Совет сам решений не принимает, а докладывает обо всем правительству и от него передает государственные решения Церкви", и Совет четко следил за недопущением административных гонений на Церковь местными властями. Главный упор был сделан на соблюдение законодательства о религиозных культах.
С участием Совета были подготовлены и приняты многие правительственные документы, оказавшие положительное влияние на процесс укрепления Русской Православной Церкви в обществе и нормализации церковно-государственных отношений.
В храмах начинают возноситься молитвы о даровании победы над фашистами. Эти молитвы сопровождаются патриотическими проповедями, в которых верующие призываются не только молиться о победе, но и сражаться и трудиться для нее. К сентябрю 1943 г. насчитывалось 9829 православных церквей, в 1944 г. открыто еще 208, а в 1945 - 510.
И сама церковь, и многомиллионные массы верующих пошли на союз, прочный союз с государством во имя спасения Родины. Этот союз невозможен был до войны. Рассчитывая на покорность и сотрудничество иерархов Православной Церкви с оккупационными властями, нацисты не учли одно очень важное обстоятельство: несмотря на долгие годы гонений, эти люди не переставали быть русскими и любить свою Родину, несмотря на то, что она называлась Советским Союзом...».
С докладом «Священство на фронте» выступила Качаева Анастасия. Она привела ряд исторических примеров участия и подвига православных священников во время войны.
Священник Федор Пузанов. Родился он в 1888 году в семье псаломщика. Участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Принял священный сан в 1926 году, когда у власти уже были большевики. В 1929 был посажен в тюрьму, где отсидел три года, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии. В апреле 1942 года Псковская православная миссия назначила его настоятелем села Хохловы Горки Порховского района Псковской области. При первой возможности устанавливает связь с местными партизанами. Организует снабжение партизан продовольствием (и своей коровы не пожалел), одеждой, обувью, бельём, выполняет различные разведывательные задания.
Настоятель Свято-Успенской церкви Ивановского района Пинской области Василий Данилович Копычко был партизанским связным и политинформатором, на службах знакомил прихожан со сводками Совинформбюро и положением на фронтах. Дом его был партизанской явочной квартирой. Бывал отец Василий и в отряде, для которого организовал сбор продовольствия и оружия. В начале 1943 года немцы раскрыли связь попа с партизанами и немедленно сожгли церковь и его дом. Самому-Василию с семьёй удалось спастись и перебраться в отряд, который впоследствии соединился с Действующей армией. Василий Копычко награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Протоиерей Александр Фёдорович Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, служил в Пинском партизанском соединении с лета 1942 по лето 1944 года. Неоднократно участвовал в боевых и разведывательных операциях. Награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
Настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области Иоанн Лойко принародно благословил трёх своих сыновей Владимира, Георгия и Александра идти в партизаны. В феврале 1943 года Хворосно было окружено карателями. Партизанское командование решило уйти без боя и вместе с мирным населением выйти из окружения. Отец Иоанн остался с оставшимися, большей частью больными, калеками, престарелыми. 15 февраля немцы сожгли его вместе с тремястами прихожанами прямо в храме.
Протодиакон Маркиан Пасторов. Родился в Сталинградской области в семье крестьянина. Рукоположен во диакона в 1925 году. В начале Отечественной войны был мобилизован на оборонные работы. В 1942 году попал в плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к Митрополиту Дионисию, который направил его во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского, где служил в разных местах; в 1945 году был возведен в сан протодиакона Епископом Василием Венским.
Протоиерей Валентин Бирюков (1922 г.р.) После школы был призван на фронт и направлен в Ленинград. Пережил блокаду. «Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких — для жизни. Никаких — кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму». Защищал «Дорогу жизни» обеспечивающую связь блокадного Ленинграда с внешним миром, в 1944 получил пулевые и осколочные ранения. После войны Валентин Яковлевич вернулся в Томскую область. В 1960-е годы Валентин Бирюков пел на клиросе. Один из старейших священников Новосибирской епархии. Сейчас еще жив.
Русские священнослужители вели партизанскую борьбу против фашизма, а также сами принимали непосредственное участие в военных действиях. Среди священнослужителей, геройски проявивших себя в годы войны, есть имена, которые остались безвестными. Надеюсь, что современными трудами историков, краеведов, журналистов со временем удастся восстановить имена всех служителей Церкви и мирян – тех, кто в тяжелые военные годы трудился для Победы. Чистый свет этого подвига не погаснет в грядущих веках.
Далее прозвучали доклады: «Церковь и народ» - Гончарова Наталья, «Вера в Бога в тылу и на фронте» - Ярмухаметова Ольга, «Деятельность Церкви на оккупированной немецкими войсками территории» - Скрижевская Дарья, «Танковая колонна «Дмитрий Донской», авиаэскадрилья «Александр Невский» - Долматов Денис, «Чудеса на дорогах войны» - Пенкина Елена.
Участники встречи рассказали о роли духовенства в развенчании нацистской идеологии и поднятии боевого духа армии и народа в годы Великой Отечественной войны, проанализировали, каким образом Великая Отечественная война повлияла на взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви.
Война окончательно разрушила стену между церковью и государством. Священники и прихожане за эти годы заслужили уважение властей. Как факт признания патриотической деятельности Православной церкви в годы Великой Отечественной войны было расценено решение правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея Ленина руководящим деятелям церкви во время Парада Победы 24 июня 1945 г.
В завершении конференции все участники посмотрели документальный фильм "Война священная".
все фото можно посмотреть здесь
Документальный фильм "Война священная":
{iframe src="//vk.com/video_ext.php?oid=301258683&id=171519782&hash=9ff3035ed6bb8300&hd=2" width="453" height="280" frameborder="0"}{/iframe}