Введение


Одной из трагедий современной русской нации является все большее и большее забвение памяти предков, нивелировка значимости многих исторических событий. Большая часть молодежи при этом ориентируется на западный образ жизни и на те «ценности», которые соизмеряются только чистоганом,  - это приводит к потере духовной связи между поколениями. Когда для человека значимым является только его личное «я», то такие чувства, как любовь к ближнему, сострадание чужому горю, жертвенность, почитание старших, хранение и уважение памяти предков, атрофируются и становятся ненужными. Для человека, переступающего порог Божьего храма, ставшего на путь православной веры, выход из  этого нравственного тупика известен – это покаяние, молитва за своих предков, это путь к Богу, Его Церкви.
Мы, Настя Хлызова и Влад Якутович, – ученики церковно-приходской школы храма Преподобного Максима Исповедника в городе Краснотурьинске решили изучить историю нашего храма, его основателей и разрушителей. В течение 5 лет буквально по крупицам мы старались собирать материал. Наша работа, конечно, не может претендовать на какие-либо глобальные исторические открытия и возможно многие скажут, что тема уже раскрыта на страницах местных СМИ и книг. Но в первую очередь мы хотели понять мир наших предков и провести собственное исследование; изучить не многочисленные фотографии и документы, хранящиеся в краеведческом музее; найти современников тех событий и взять у них интервью.
Тема нашего исследовательского проекта очень актуальна. Сегодня, как никогда, страна нуждается в образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих поступках, самостоятельно мыслящих, принципиальных борцах, одержимых своими идеями, а не в приспособленцах, податливых чужому мнению, эгоистичному расчету. Но где же почерпнуть столь высокие идеи и принципы, как не в прошлом?


Цель нашей исследовательской работы заключается в изучение  истории Максимовской церкви со дня основания до разрушения и вновь возрождения.
Для достижения цели мы определили  следующие задачи:

1. подобрать и изучить литературу
2. познакомиться с  материалами  краеведческого музея
3. постараться найти жителей города, которые являлись участниками событий того времени и взять у них интервью

Приступая к работе, в первую очередь, мы изучили газетные статьи, которые нам любезно предоставил небольшой архив Максимовского храма. Статьи содержали только общие сведения, и как выяснилось впоследствии, не все было фактически верным.

Изучив многочисленные печатные источники, мы обратились к музейным источникам. И прежде всего к материалам, которые хранятся в городском краеведческом музее. 18 июня 2008 года мы обратились к работникам краеведческого музея. Старший научный сотрудник Сарафанова Г. А. представила нам справку о Максимовской церкви, и именно эта справка стала отправной точкой в написании нашей работы. К сожалению и там нужного нам материала было немного. Нас интересовали документы, а их было очень мало. Ознакомившись с архивными документами нашего храма, мы нашли копии ведомостей о Максимовской церкви за 1807 г. Было очень сложно разобраться в содержании документов, т.к. это были копии. Во-первых, почерк был не разборчивый, во-вторых, все было написано на местном наречии. Во время каникул мы собирались каждый день и по несколько часов подряд пытались разобрать написанное. И вот настал тот день, когда мы разобрали последнее предложение. Соединив информацию из документов, газет и ведомостей, мы представили себе картину, которая была в самом начале существования нашего храма. Теперь мы хотим поделиться своими знаниями со всеми.

Наша работа – результат поисков документов и людей, встреч и бесед, а еще фотографии и письма. Свидетели – главные и бесценные, ведь, чтобы понять и осмыслить историю, надо читать и смотреть.

 

 

Глава I. История храма.


§1. Походяшины

.
Турьинские Рудники, так называется ряд рудничных поселков, сросшихся в одно селение Турьинской волости, по рекам Турье, Какве, Волчанке и Сосьве, от уездного города в 117 верстах. Первый медный рудник здесь открыт в 1760 году и назван Васильевским, в 1766 году, по другую сторону реки Каквы, открыт Фроловский рудник, а в 1767 году открыт Суходойский рудник, все поименованные рудники открыты Максимом Михайловичем Походяшиным при содействии вогул, которых он умел поощрять в рудоискательстве.

В северной части Верхотурского уезда, Пермской губернии, и в Тобольской губернии, на границе с Верхотурским уездом в Сартьянской волости обитают давние аборигены этого края, вогулы – народ финского племени, родственные по своим племенным особенностям, преимущественно по языку, венграм, как утверждают это некоторые финские и венгерские ученые (Алквист, Аспелин, Регул и др.). По численности своей вогулы небольшое племя: по данным Пермской губернской земской управы за 1886 год их было 1649 человек (789 мужчин и 860 женщин). В Верхотурский уезд вогулы переселились из Чердынского края в XVIII веке. И живут на местах, дарованных им особой грамотой Екатериной II. По образу своей жизни вогулы разделяются на ясачных и кочевых. Ясачные вогулы называются так потому, что платят подать или ясак, живут оседло по селениям в домах, устроенных по образу русских изб, даже иногда с несколькими комнатами и кухней. Более значительная по количеству домов селения: Волчанка, Лопаева, Петрова, Лача, Митева, Першина, Ивашкова, Ария, Горная, Екатерининская и др. В некоторых селениях общеупотреблен русский язык некоторым вогульским акцентом, в других же селениях по преимуществу царит вогульский язык.

Занимаются они сельским хозяйством, главным образом сенокошением, скотоводством, но охота на пушного зверя и рыбная ловля занимают в их жизни главное место. Ясачные вогулы исповедуют православную веру и расположены к церкви, охотно исполняют обрядовую сторону христианства. В деле их религиозно-нравственного просвещения много потрудился священник отец Афанасий Поздняков в 1871 – 1881 год, который под руководством опытного миссионера протоиерея Стефана Попова, с чисто апостольскою ревностью и великой любовью насаждал среди них слово Божие и христианское благочестие. Немало потрудились священники Селиверстов, Катогощин, Хлынов и Мамин. Кочующие вогулы в числе около 200 кочуют на крайнем севере Верхотурского уезда в пределах Никито – Ивдельского прихода и в Тобольской губернии. Проживают они в юртах отдельными семействами по несколько душ в каждой – от 2 до 12. Юрты отстоят одна от другой на далеком расстоянии от 3 – 7 и до 50 верст. Юрты эти в Екатеринбургской Епархии расположены главным образом по реке Лозьве и ее притокам Вижаю и Ташенке. Открытие в 1899 году походного притча для селения на севере Верхотурского уезда и учреждение походной церкви в свою очередь благоприятно отразилось на религиозном строе этих иногородцев. Походный притч, посещая их селения, совершает богослужения и тем приучает их к церкви Божией. Но чем отдаленнее селение от церкви, тем религиозно-нравственное состояние их печальнее, чему способствует суровость климата, дикость окружающей природы, неудобство путей сообщения и редкое общение с русскими. Приходы, в которых проживают вогулы, следующие: Петропавловский, Всеволодоблагодатский и приход Турьинских Рудников. Священники этих приходов тихо и скромно совершают свое миссионерское служение. Тем не менее в общем дело приведения вогул ко Христу идет медленно и много надо усилий, чтобы сделать вогул христианами не только по имени, но и по духу. Много в их жизни темных сторон, которые требуют опытного и усердного врачевания со стороны пастырей. Суеверие, отзывающееся языческими понятиями, крайнее невежество, грубость нравов, деспотизм в семейных отношениях и особенно пьянство (даже женщины и дети пьют) вот отличительная темная сторона их быта.

Местное предание об открытии рудников Походяшиным говорит так: «Приятель вогул приносит несколько кусков медных самородков и обещает указать Походяшину место, где находится это месторождение, но требует с Походяшина 10 рублей. Походяшин не имея в кармане ни гроша, простит вогула поверит ему на слово и клянется в исполнении своего слова. Но вогул не соглашается, и требует денег на ладонь. Тогда Походяшин решился заложить единственную ценную вещь в доме – кумачный сарафан жены. Много слез пролила супруга Походяшина отстаивая свое добро, но сарафан все же был заложен, деньги отданы вогулу, а Походяшин отправился из Верхотурья на север в кочевья вогул и действительно нашел месторождение богатой медной руды». Именно так опоэтизировала народная память открытие Турьинских Рудников.

Турьинский приход был основан во второй половине XVIII века уральским горнопромышленником Максимом Походяшиным. Он добывал медь для Богословского завода и в 12 верстах от него, на берегу реки Турьи были открыты медные рудники. В 1760 году при этих рудниках возникло селение «Турьинские Рудники» сначала оно входило в состав Богословского (Введенского) прихода, сейчас это город Карпинск.
Когда число жителей значительно увеличилось, владелец рудников Григорий Походяшин, сын Максима Походяшина, попросил у Тобольского епископа Варлаама разрешения на постройку деревянного кладбищенского храма при Турьинском Руднике.

 

 

§2. Возведение Максимовской церкви.


В 1782 году храм был заложен и освящен в 1787 году во имя Преподобного Максима Исповедника, в память соименного основателю рудников Максима Походяшина и приписан к Богословскому собору.
Мы немного узнали о храме и о церковной утвари: «Церковь Максима Исповедника – деревянная, однопрестольная, крепкая, теплая и однокомнатная. Чаша и дискос серебряный. Двумя крестами, святыми книгами, ризами, подсвечниками и лампадами снабжена была церковь. Кадил медных три, одно посеребренное. Иконостас хорошей работы. Колоколов четыре: в первом тридцать пять пудов, во втором тридцать пудов, в третьем восемь пудов, и в четвертом четыре пуда тридцать шесть фунтов. Церковное имущество в смотрение вверено церковному старосте, определенному к оной церкви по избранию прихожан. Имущество сверяли по шнурованным книгам. Распоряжаться оным имуществом могли священники и церковный староста с лучшими прихожанами. Прихожане в здешних рудниках по большей части разных чинов. Офицеры, купцы, мещанины и крестьяне. Обер-офицеры живут достаточно, а прочие очень бедно, и промышляют себе пропитание от горных казенных работ. Приходских дворов в оном храме 505. Мужского пола 1324, женского 1320, иноверцев не имеется».

В 1795 году храм обращен в приходскую церковь с определением в ней особого штата священников.

В 1829 году случилась беда – храм сгорел до основания. И с этого времени жители имели для богослужений только маленькое старое здание, а за совершением таинств жители обращались в Богословский собор. В 1834 году прихожане своими пожертвованиями возвели небольшую кладбищенскую церковь во имя архангела Михаила, на Фроловском руднике. Она вмещала в себя 400 человек. Эта церковь в годы лихолетий была взорвана, а кладбище разорено, в наши дни на месте церкви стоит школа №4, а на месте кладбища построены дома. С 1842 года начали собирать средства на восстановление храма преподобного Максима Исповедника.

Горный начальник Богословских заводов М. И. Протасов 17 декабря 1842 года обратился к главному начальнику горных заводов Уральского хребта, генерал-лейтенанту В. А. Глинке, с ходатайством о строительстве каменного храма во имя Святого Максима Исповедника на месте сгоревшей церкви. Протасов был озабочен нравственным состоянием населения и считал необходимым как можно скорее строить церковь. Он предлагал создать храм, вмещающий 800 человек. К рапорту Протасов прилагал проект, разработанный архитектором Гороблагодатских и Богословских заводов Александром Делюсто по образцу Высочайше утвержденных церквей в Византийском стиле. Архиепископ Пермский и Верхотурский Аркадий благословил строительство церкви и утвердил проект. Но только в январе 1844 года министр финансов, генерал от инфантерии, граф Е. Ф. Канкрин распорядился ассигновать строительство.

9 марта 1843 года архиепископ Аркадий обратился к Глинке с просьбой оказать содействие скорейшему окончанию дела. 2 июля 1843 года Протасов предоставил новую сумму на строительство в 23778 рублей 47 копеек серебром. Просмотренная сумма имела итог в 21744 рубля серебром.

Протасов предлагал финансировать строительство церкви из «будущих остатков от заводских сумм», но Глинка знал по многочисленному опыту, что это только запутает отчеты, он предложил Министерству финансов распределить сумму на несколько лет. Об этом 4 января 1844 года распорядился министр финансов, распределив 21744 рубля по годам: 1844 – 5000 рублей; 1845 – 10000 рублей; 1846 – 6744 рубля.
10 июля Глинка получил письмо, о том, что к постройке церкви преступлено с 27 июня 1844 года.

В марте 1847 года в присутствии Глинки состоялись торги о привлечении подрядчиков по постройке церкви. В результате взять на себя постройку церкви за 20 тысяч согласился Сергей Яковлевич Яковлев. В дальнейшем выяснилось, что он не сам занимался строительством церкви, а строил ее крестьянин Никандр Степанович Трухин. Пока искали Трухина Протасов посчитал строящуюся церковь слишком тесной для 8000 жителей и в декабре 1846 года направил в Уральское горное правление, проект, разработанный архитектором Шиловым и сумму на строительство в 95596 рублей серебром!
Глубоко религиозный по своим воззрениям, Государь Николай Павлович пожертвовал на строительство Максимовской церкви села Турьинские Рудники 20 тысяч рублей (деньги по тем временам огромные); остальной капитал был собран прихожанами. В духовном завещании Император писал: «Я умираю с пламенной любовью к нашей славной России, которой служил по крайнему моему разумению верой и правдой. Жалею, что не смог сделать всего добра, которого столь искренно желал».

12 декабря 1846 года в Петербурге Глинка «заключил условие» со «свободным художником» Императорской академии художеств А. М. Максимовым изготовить иконостас, по рисунку, утвержденному его превосходительством. Спустя 4 года художник изготовил иконостас в пять ярусов, иконы итальянской живописи.
Каменщики екатеринбургского купца Яковлева к постройке церкви явились 28 мая 1847 года, но так как при производстве столь необходимого сооружения нужно безотлучное наблюдение архитектора, то начало работ затянулось до прибытия Шилова.

Глинке сообщили, что образы почти готовы, а сам иконостас попал в руки неисправного мастера. Позже выяснилось, что архитектор, который делал иконостас, уехал в Новгород, ведь с ним не заключили никакого формального условия. К сентябрю 1848 года с ним заключен контракт, по которому он обещал закончить иконостас к будущей зиме иначе он должен заплатить неустойку. 3 декабря Глинка согласился отсрочить изготовление иконостаса еще на год до декабря 1849 года. Но и 3 декабря 1849 года иконостас был не изготовлен, т.е. не позолочен. Глинке предлагали отправить иконостас без позолота или подождать до лета и добавить рабочим 300 рублей серебром.

В ноябре 1850 года Глинка осмотрел в Петербурге готовый иконостас и поручил его доставку Степанову и Максимову им было выплачено 100 рублей серебром. 18 декабря 1850 года Степанов доносил Глинке, что иконостас уложен, все части упакованы хорошо. Иконостас 10 дней уже запакован, но отправить его не смогли, потому что не было дороги.
Из Санкт-Петербурга купил и привез церковную утварь «главный начальник заводов Уральского хребта» генерал-лейтенант Владимир Андреевич Глинка.
29 марта 1851 года Глинка сообщил, что иконостас и иконы для церкви доставлены. Постройка храма завершилась в 1851 году.

В апреле 1854 года из Петербурга в Турьинские Рудники был отправлен запрестольный образ Распятия Иисуса Христа, исполненный Алексеем Максимовым. Он был автором многих иконостасов для петербургских и провинциальных церквей и был учеником знаменитого Карла Брюллова, который 13 лет жил и работал в Италии. Так родилась версия об «иконах итальянской живописи» Максимовской церкви.
На протяжении нескольких лет храм Максима Исповедника был духовным центром Турьинских Рудников и соседних поселков. Здесь служил отец изобретателя радио священник Стефан Попов.

Император Александр II освободитель неизгладимо запечатлел свое имя в истории освобождения крестьян от крепостной зависимости, важными внутренними преобразованиями государственного устройства, завоеванием свободы от турецкого ига многим народам Балка и своей мученической смертью. Николай I в своих комитетах многое подготовил к освобождению крестьян, на долю сына выпало завершить освобождение. Насколько русский народ чтил обоих государей, говорит количество часовен, церквей и пределов, освященных в их память. Так и Максимовской церкви в 1861 году были пристроены два предела: первый – во имя святого благоверного князя Александра Невского в память Царя-освободителя Александра II, 31 декабря 1861 году и второй – во имя святителя Николая Чудотворца в память Императора Николая I, освящен 9 января 1862 года. В том же селе Турьинские рудники в память освобождения мастеровых от обязательных работ была построена каменная часовня и освящена так же во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. В день освобождения от крепостной зависимости 8 марта по старому стилю, с разрешения епархиального начальства, был установлен праздник с крестным ходом, после литургии, из Максимовской церкви к часовне Александра Невского, где было положено совершать благодарственный молебен с водоосвящением и с провозглашением вечной памяти Императору Александру II.

В 1863 году потолки и стены храма были украшены живописью лучших художников Екатеринбурга. Специалистами самого успешного в России архитектурно-реставрационного объединения ООО «Ордер».
К храму Максима Исповедника были приписаны каменная церковь во имя Архистратига Михаила на Фроловском руднике и часовни в Турьинских рудниках и соседних деревнях.

Прихожане храма работали в Турьинских рудниках, занимались мелкой добычей золота и были сравнительно богаче крестьян других местностей. Часть своих доходов они тратили на благотворительность. Так, например, в 1877 году во время русско-турецкой войны Турьинские прихожане пожертвовали до 3000 рублей на больных и раненых воинов, за что и получили Высочайшую благодарность от Государыни Императрицы Марии Александровны.

В 1873 году церковь была передана Пермской Духовной консистории. По штату ей полагалось три священника, два диакона и четыре псаломщика.

 

§3.Роль духовенства в просветительской деятельности северного округа.


Приступив к изучению истории храма, мы решили обозначить роль духовенства в просветительской деятельности нашего северного округа. Ведь на протяжении всей истории российского государства духовный мир русского человека формировался в русле православной традиции. Просвещение в России изначально было связано с церковью.

Мы обратились в краеведческий музей к Тишкиной Л. Г., которая оказала нам большую помощь в поиске ответа на данный вопрос. Мы выяснили, что до начала 60-х годов XVIII в. церковнослужители являлись почти единственными учителями. Сами они получали образование в духовных училищах (бурсах) или семинариях. Большинство священнослужителей нашего края учились в Пермской духовной семинарии.
Пермская семинария была единственной на территории громадного региона. Первые четыре года из шести отводились изучению предметов светского цикла: живых языков, гражданской отечественной и всемирной истории, логики, психологии, математики, физики. Существовало право выпуска после первых четырех лет учебы. При ректоре И. Лаговском, который с 1858 по 1861 года был настоятелем Введенского собора в Богословском заводе, воспитанники по окончании четвертого класса выходили ежегодно десятками, поступая в университеты и другие высшие заведения.

Пермскую семинарию окончили: Степан (Стефан) Петрович Попов с аттестатом II разряда, Василий Петрович Словцов, Рафаил Степанович Попов, продолживший обучение на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, Александр Степанович Попов, окончивший со степенью кандидата физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.
Степан (Стефан) Петрович Попов, отец изобретателя радио А. С. Попова, в 1855 году был назначен настоятелем Максимовской церкви в селение Турьинские рудники. Семья Поповых оказала большое влияние на культурную жизнь Турьинских рудников. Помимо служения в церкви, отец Стефан в 1855-1878 год учительствовал в Турьинской горной школе, за что был награжден набедренником, а так же камилавкою и скуфьею фиолетового цвета. Был наставником детского приюта, в котором беспризорные дети обучались грамоте и ремеслам. Домашняя школа для девочек, организованная Стефаном Поповым и его женой, положила начало женскому школьному образованию в Турьинских рудниках. Стефан Попов содержал эту школу в своем доме с 1861 – 1870 год, безвозмездно обучая девочек грамоте и Закону Божьему. Анна Семеновна бескорыстно обучала девочек рукоделию. За этот долговременный полезный труд Пермская Духовная консистория объявила Анне Семеновне признательность и архипастырское благоволение. Их старшая дочь Екатерина Степановна Словцова (Попова) преподавала математику.

Муж Екатерины Степановны Василий Петрович Словцов с 1881 года настоятель Максимовской церкви, позднее митрофорный протоиерей, благочинный Богословского горного округа, проходил должность законоучителя в Турьинском, Фроловском народных училищах, в женском земском училище. Был наставником в Турьинском детском приюте. Избирался депутатом на училищные съезды и депутатом по судебным делам. В доме у него была большая библиотека, состоящая из произведений русской и зарубежной литературы по естествознанию, истории и искусству. Кроме того Василий Петрович хорошо владел столярным, токарным и стеклодувным мастерством.

С 1860 года начинает формироваться система действительно народного образования. В Богословском округе открываются земские и народные училища, церковно-приходские школы. В селении Турьинские рудники были открыты: Суходойское,  Фроловское, Турьинское училища. При них открывались воскресные школы и ремесленные отделения. Преподаватели там были священники, члены притча, а так же учителя, получившие образование в духовных заведениях.

Мы изучили дневник, который вел Преосвященный Нафанаил Епископ Екатеринбургский и Ирбитский, во время обозрения церквей Верхотурского уезда, от 23 января по 10 февраля 1887 года. «День девятый 31 января, суббота. С утра до полудня продолжали мы путь и в первом часу за полдень прибыли и посетивши церковь и преподав благословение встречавшим, воспользовался я временем, оставшимся до всенощны, на посещение училищ, которых в Турьинских Рудниках четыре, кроме приюта, богадельни и в настоящем году открытого училища. Во всех училищах привелось мне спросить детей по Закону Божию, а в горном училище и по другим предметам: по гражданской истории и географии, и слышать в горном училище хорошие ответы, а из земских: в одном – порядочные, в другом посредственные, а в третьем весьма слабые. Помещения горного училища и земского – хорошие, а что касается до помещения детского приюта и богадельни, то в нем могло бы поместиться целое среднее учебное заведение, а не только что 36 воспитанников в приюте и 7 человек богадельни. Все они содержаться на счет заводовладетельнице г. Половцевой».

Протоиерей отец Стефан Попов был не только настоятелем Максимовской церкви, но и Благочинным  пятого Екатеринбургского округа, в который входили 10 приходов. Округ охватывал весь север нынешней Свердловской области. Некоторые селения были удалены на сто и более верст от приходских церквей, зимой до них можно было добраться только на оленях, а летом по воде. Нелегким было служение приходских священников Благочинного округа. Отец Стефан заботился о народном и духовном образовании своего благочиния. Он создавал все необходимые условия для обучения неграмотного населения, в том числе обрусевших вогул, в отдаленных селениях своего округа. Благочинный ходатайствовал Екатеринбургскому Епархиальному Комитету Православного Миссионерского общества о материальной помощи для открытия школ и предоставления всех необходимых предметов для обучения, а так же изыскивал учителей. «Благочинный на занятие учительской должности рекомендовал кандидата сына сельского обывателя Богословского завода Медведевского, получившего образование в Верхотурском городском училище, отличающегося достаточной подготовкой, хорошим поведением и вообще добротою нравственностью и направлением, который с вознаграждением в 15 рублей изъявляет свое согласие на занятие должности учителя в вогульской школе. Благочинный, снабдил вновь открытую школу некоторыми пособиями, между прочим, просил Комитет выслать для школы букварей или азбук, грифельных досок, грифелей, что Комитетом и исполнено. Правда, что Лачинская школа открыта среди вогул крещенных, но и здесь она будет иметь громадное значение, так как обитатели северной окраины нашей Епархии, живущие в значительном отдалении от церквей, нося название христиан, далеко не отрешились еще от своих языческих мировоззрений».

Протоиерей отец Стефан Попов был очень уважаемым, почетным и известным человеком. О его служении знали далеко за пределами Турьинских Рудников. Более сорока лет он прослужил в Богословском горнозаводском округе, сначала при церкви Турьинских Рудников, а все последние двадцать лет в Богословском, в сане протоиерея. За пятнадцатилетнюю службу в сане священника, орденом святого Владимира 4-й степени протоиерей Введенского собора Богословского завода, Верхотурского уезда, Стефан Попов был награжден Государем Императором, по всеподданнейшему докладу Синодального Обер-прокурора, согласно определению святейшего Синода.

«21-го ноября население Богословского завода чествовало пятидесятилетие службы в сане священника протоиерея местного собора отца Стефана Попова. День юбилея совпал с храмовым праздником местного собора, а потому чествование получило особо торжественную обстановку. Началось оно с вечера, когда при громадном стечении народа, была отслужена, при участии собравшегося на юбилей духовенства, всенощная. В день юбилея, перед литургией, духовенство, в сопровождении собравшегося уже народа отправилось в дом юбиляра, где и поднесло ему сооруженный на средства, собранные духовенством благочинного округа (отец протоиерей уже около двенадцати лет состоит благочинным), золотой наперсный крест, украшенный рубинами и бриллиантами «в благодарность за многолетнее служение округу, в котом он, юбиляр все время служения был наставником мира и любви». Затем духовенство и многочисленные почитатели юбиляра проводили его в церковь к литургии. После литургии и молебна, с возглашением многолетия юбиляру духовенство и почитатели юбиляра отправились в его квартиру. Здесь, прежде всего, был поднесен от сыновей, дочерей, внуков и зятьев юбиляра ценный подарок, состоящий из чайного серебряного сервиза на два прибора, со всеми принадлежностями, вложенными в изящный футляр. После этого явились другие почитатели юбиляра, служащие Богословского горного округа, с главноуправляющим округом, А. А. Ауэрбахом во главе, представшим перед юбиляром с образом Спасителя, в серебро-позолоченной ризе, украшенной эмалью.

В приветственной речи своей А. А. Ауэрбах охарактеризовал общественную деятельность отца протоиерея за его заслуги и просил принять образ, как знак уважения его почитателей. Под образом устроен серебряный щит с надписью: «Достоуважаемому отцу протоиерею Стефану Петровичу Попову от почитателей его, служащих Богословского горного округа». Один из священников Благочиннического округа отец Н. Удинцев (Петропавловского завода) поднес юбиляру книгу Фаррара «Жизнь и труды апостола Павла», высказав в своей речи, что труды юбиляра и самоотвержение в деле служения были подобны апостольским. Наконец явились учащиеся земской школы, где отец Стефан состоит законоучителем. Учитель Медведевский и четыре его помощницы с приличной случаю речью поднесли евангелие. Во время обеда было получено до 15-ти телеграмм из разных мест и в том числе весьма радушная поздравительная телеграмма от епархиального Преосвященного Владимира, с пожеланиями продолжения службы на пользу народа и окружного духовенства».

К 1911 году училищ в приходе уже насчитывалось восемь, с числом учащихся свыше 900 человек, а именно: 1) горное четырехклассное училище; 2) двухклассное министерское; 3) мужское земское народное; 4) женское земское народное; 5) смешанное земское народное; 6) церковно-приходская школа в самом селе, в деревне Волчанке и Филькиной.
Отдавая народную школу в распоряжение церкви, государство заботилось о нравственном воспитании. Во время царствования Александра III церковно-приходские школы достигли наибольшего расцвета и к началу XX века представляли собой стройную систему начального образования.

К сожаленью в 1917 году, когда начались гонения на церковь. Церковно Приходские Школы были упразднены.
На основании выше изложенных фактов, можно сделать вывод, что большую роль в просветительской деятельности северного округа играло  духовенство!

 

Глава II. XX век


§1.Закрытие храма.

После свершения октябрьского переворота в 1917 г. изменилось отношение власти к церкви. Начинается эра атеизма, гонения священнослужителей и закрытие храмов становится нормой. Не стала исключением и наша церковь, здесь аресты священников начались уже в 1920-е годы. В 1923 году Надеждинский (Серовский) райисполком заключил договор с общиной Максимовской церкви, а в 1929 году расторг этот договор, чему есть подтверждение в форме документа – Выписка из протокола № 13 президиума Тагильского Окружного Исполнительного Комитета от 27 февраля 1929 года, копию которого нам предоставил ГАСО ФОНД р-102 Опись 1, Дело 503. в нем говорилось о расторжении Надеждинским Райисполкомом договора с Турьинской Максимовской религиозной общиной, в виду явного нарушения со стороны названной религиозной общины п. п. 1, 5 договора и параграфа 11 устава. Именно этот договор сыграл свою роковую роль. Ниже мы приводим текст этого документа:

«Ноября 2-го 1928 года Комиссия в составе представителя Надеждинского Районного Исполнительного Комитета тов. Бессонова, председателя от Туринского Поселкового Совета тов. Федорова, от местной парторганизации тов. Широнина в присутствии членов Церковного Совета: старосты церкви Суворова А. В., Пинягина С. В., Грехова Н. В., Ивашёва А. П. и Шамагина И. А. произвели проверку культ-имущества, сданного по договору от 17 марта 1923 года Максимовской Религиозной общине, причем оказалось, что наличность предъявленного к проверке имущества не соответствует описи, составленной в момент заключения договора. По мнению Комиссии в пользовании Максимовской общиной культ-имкществом допущены следующие ненормальности:

  1. Отсутствует учет приобретаемого вновь культ-имущества.
  2. Отсутствует инвентарная книга, чем нарушается пункт 5 договора.
  3. Со стороны членов Церковного Совета недостаточно обращалось внимания на хранение и учет культ-имущества.
  4. Часть культ-имущества содержится и хранится в ненадлежащем виде.
  5. При проверке Комиссией не оказалось дела с документами о регистрации данной общины и члены церковного совета, об этом совершенно не знают».

Изучая данные документы, мы удивились, насколько не угодна безбожной власти была Церковь и все, что связано с ней. Ведь они считали, что Церковь – это «опиум» для народа. Невольно возникает вопрос: «Каким образом Церковь мешала Государству?» Из истории мы знаем, что Россия до безбожного периода процветала, и была одной из передовых Государств. Благодаря чему? Благодаря тому, что народ был нравственным и высоко духовным. Духовенство способствовало развитию образования, наук. Церковь была надежным оплотом для нашего народа, она его объединяла единой верой, а не разобщала. А «новая власть» наоборот разъединяла и настраивала людей друг против друга, даже отца против сына. «Разделяй и властвуй!» под таким лозунгом они вели свою темную борьбу против Церкви и благочестивого народа.

И вот мы видим подтверждение этому данный документ, который показывает насколько нецелесообразно было закрывать храм из-за неимения инвентарной книги, о чем говорится в договоре «о расторжении Надеждинским Райисполкомом договора с Турьинской Максимовской религиозной общиной». Мы считаем, что из-за такой мелочи храм не закрывают. Из документов видно, что «та власть» придиралась к Церкви, а отсутствие инвентарной книги было только предлогом.

Изучая документы в храмовом архиве, мы нашли очень важный и серьезный документ о закрытии нашего храма от 15 марта 1936 года. Это была выписка протокола заседания расширенного Плениума Турьинского совета. На заседании единогласно было принято решение о передаче здания церкви под звуковое кино. Тяжелое, гнетущее чувство охватило нас, мы окунулись в то смутное время и представили чувства и переживания народа, который в то время разделился на два лагеря: верующих и безбожников. Ведь практически все жители в этом храме рождались (при принятии таинства крещения) и умирали по христианским обычаям. И в течение всей жизни они соприкасались с таинствами церкви. И в тот роковой год произошла огромная ошибка в том, чтобы обезглавить, уничтожить и надругаться над святынями нашего храма. Мы сейчас живем в мирное время, когда по всей России восстанавливают, строят большие красивые храмы. Нам стало интересно узнать, что же было в людских сердцах в годы гонений, когда закрывали храмы, попирали святыни, арестовывали священников.

  

§2. Создание кинотеатра «Россия».


В 1936 году вышло постановление Президиума ВЦИК о закрытии храма. Колокола сняли и взорвали на пустыре за городом, храм обезглавили. Прихожане безуспешно пытались защитить церковь. Ее хотели полностью разрушить, но кладка была настолько крепкой, что храм выстоял. Суров и мрачен был вид этого массивного строения со стенами и снесенными куполами.

Так разрушили огромное богатство, созданное народом в течение многих лет.
Несмотря на то, что храм с 1936 – 1956 года находился можно сказать под открытым небом внутренняя роспись на стенах практически не пострадала, когда начали реконструировать храм в кинотеатр маляры забеливали росписи. Господь тогда показывал людям чудо: приходя на утро, они видели, что образа вновь проявлялись. И так было несколько раз, пока не приняли решение все стены обшить деревом.
Летом 1956 года общественные организации провели генеральную реконструкцию. Все основные реконструкции и отделки здания вели строители треста «БАЗСТРОЙ», а монтаж аппаратуры – работники областного треста «КУЛЬТРЕКСНАБ».

В Турьинских рудниках как таковой киноустановки не было, провозили кинопередвижку из Серова. И только в конце 30-х годов появилась своя киноустановка в клубе ЮЗП, одновременно открылся клуб «Октябрь» на Медном руднике (1938 год), там тоже была киноустановка.
Просторный зрительный зал кинотеатра имел 560 мест. На сцене, на специальной раме натянут перфорированный, ровно покрытый алюминиевым полотном экран шириной 10 метров и высотой 5 метров. Для воспроизведения стереофонического звука, идущего с четырех магнитных фонограмм, за экраном, в задней и боковых стенах, а также на потолке размещены 36 динамиков, что обеспечивало естественное перемещение звука за изображением на экране. При входе в кинотеатр – красивый билетный вестибюль с двумя кассами. На втором этаже – большой светлый читальный зал, где в дальнейшем демонстрировали узкопленочные научно-популярные кинофильмы. Директором кинотеатра была З. Н. Федорова. 28 декабря 1958г., в день открытия кинотеатра «Россия» демонстрировалась цветная стереофоническая кинобылина «Илья Муромец». До конца 1980-х годов «Россия» была одним из самых посещаемых учреждений культуры в городе.

 

Глава III. История в лицах.


§1. Музей «Истории храма» - первое открытие.


Результатом плодотворной, совместной деятельности учащихся воскресной школы с научным сотрудником Тишкиной Л. Г., стало возникновение идеи создания в нашем храме исторического музея.
10 апреля 2010 года состоялось его открытие. Так мы хотели донести до жителей нашего города благую весть о том, что мы помним традиции наших предков и хотим их возродить, а так же увековечить память и имена тех людей, которые крепко стояли и пострадали за веру своих отцов. В экспозиции музея представлены документы, публикации о судьбах народа, их письма и личные вещи – все увиденное оставляет в душе след и у людей появляется потребность вернуться сюда вновь. Бесценной экспозицию делают оригиналы документов. С открытием музея многим людям стала интересна история храма. В музеях нашего города, конечно, появляются экспонаты из храма или старые документы, но ни в одном музее не отражена так полно и интересно история нашего храма. Неоднократно мы выходили в средства массовой информации с обращением к горожанам о любой помощи, любой информации, которая могла бы нам помочь в развитии нашего музея и работы. Люди начали с удовольствием откликаться и приносить в музей частичку истории селения Турьинские Рудники: старинные фотографии, богослужебные книги и т. д. Многие горожане преклонного возраста хотели поделиться с нами своими воспоминаниями событий тех лет.

Однажды в храм пришла бабушка и сказала, что в храме была почитаемая икона Божьей Матери «Знамение», перед ней каждый день читали молебен с положенным акафистом. Странно было то, что раньше об этой иконе мы никогда не слышали и не знали где эта икона, потому что она могла быть сожжена вместе с другой утварью из храма. И с того дня мы поставили себе ещё одну цель – узнать историю этой иконы и попробовать найти её, если это будет возможно. На встречах с прихожанами мы спрашивали у них, знают они что-нибудь об этой иконе, они говорили, что слышали о ней, но не знают, куда она могла деться после закрытия храма. Икона нашлась так же неожиданно, как мы  о ней узнали.

Однажды на занятия в церковно-приходской школе отец Дмитрий пришел в приподнятом настроении. Мы спросили, почему у него хорошее настроение и вот что он нам рассказал: «Я сидел в библиотеке и готовился к уроку в третьем классе. Перелистывая страницы старых книг, я случайно наткнулся на один весьма любопытный листок. На ощупь бумага была старая, а когда я перевернул листок, то увидел образ Божьей матери. Я стал вспоминать, есть ли у нас в храме такой образ, и понял, его я никогда раньше не видел. А под образом был тропарь, а под тропарем такие слова: «Икона находится в Серафимо-Понетаевской женской обители, Нижегородской губернии, Арзамаского уезда. И тут я вспомнил о том, что икона Божьей Матери «Знамение» была изготовлена в Серафимо-Понетаевской женской обители. Я очень обрадовался тому, что наш храм вновь обрел икону и поспешил к вам». Таким образом, наша работа стала продолжаться благодаря открытию музея.

 

§2. Судьбы священнослужителей и их родственников.


Факт закрытия храма положил начало к жертвенным подвигам наших священнослужителей и активных прихожан. Боясь варварского разорения храма, они закрылись в церкви и не пускали никого. Там они находились 10 дней в холоде и голоде. В народе бытует мнение, что они спрятали часть церковной утвари в подземный ход, который пролегал от храма Преподобного Максима Исповедника до часовни Святого Благоверного Князя Александра Невского.

Лишь немногие факты сейчас известны нам. Мы не знаем имен и достоверных событий, потому что они были смыты из памяти людей жестоким обращением и запретами. Стоя на службе и разглядывая красиво расписанные стены, невольно думаешь о том, что стены были немыми свидетелями всего происходящего здесь. Как много они видели и как много могли бы рассказать, если бы произошло чудо,  и они смогли заговорить.
С каждым днем, с каждой новой страницей нашей работы у нас все сильнее давило душу ощущение неотвратимой и грозной беды нависшей над храмом и народом в те годы, все горячей вскипала в сердце ненависть к безбожной и бездушной власти.

Мы сделали запрос о священниках Максимовского храма в годы репрессий через Краснотурьинский краеведческий музей в Учреждение государственного архива административных органов Свердловской области (УГААОСО). Прошел месяц и мы, наконец, получили ответ. В нем указывается, что последним настоятелем был протоиерей Петров Ювеналий Иванович 1878 года рождения.
Информация из государственного архива для нас очень важна, но для наших исследований этого мало, она очень суха и сжата. Нам хотелось узнать, какими были люди, которые служили в нашей Церкви в те, страшные для всей России, годы. «Каков был уклад их жизни, устои, характер, отношение к церкви?» Наши поиски продолжались.

Мария Ювенальевна и Клавдия Ювенальевна Петровы.

Хованец Марина Анатольевна, благотворитель нашего музея, охотно поведала нам, что у нее есть родственницы, которые знали семью отца Ювеналия (Петрова). 20 июля состоялась наша встреча со Стульниковой Н. В., Аликиной Н. А. и Даниевой Е. Н., они друг другу являются двоюродными  сестрами. В самом начале разговора Даниева Елена Николаевна, энергичная и веселая женщина. Очень живой общительный человек, достала из своей сумочки старые потертые и пожелтевшие от времени фотографии. Мы начали их рассматривать, наше внимание привлекла фотография, с которой на нас смотрели две женщины, перевернув фотографию обратной стороной, мы прочитали надпись: «Петрова В. Ф. и Резепина А. И.». Разглядывая надпись, Елена Николаевна прошептала: «Я никогда не обращала внимания на эту надпись». Мы спросили, что это за женщина на фотографии.  И тут все три сестры разом воскликнули: «Вера Федоровна! Матушка настоятеля!» Нашей радости не было границ: рамки нашей работы постепенно расширялись по мере того как мы углублялись в изучение истории, становилось известно все больше и больше информации, фактов и людей. Елена Николаевна, добро улыбнувшись, продолжала: «У батюшки были всего две дочери старшая Мария 1907 года рождения и младшая – Клавдия 1912 года рождения. Продолжения рода не было. Мария работала научным секретарем в институте восстановительной хирургии и травматологии до 75-ти лет, последние дни она находилась в институте, где за ней ухаживали до конца ее дней. А Клавдия училась в Свердловском мединституте, который она не окончила, потому что в 1941 году началась Великая Отечественная война и Клавдия Петрова пошла на фронт медсестрой. На фронте она погибла. Я считаю, что нет смерти почетнее, чем смерть не благо Родины, и она не может испугать честного и истинного христианина».

Нам захотелось пойти еще дальше увлекательных рассказов Елены Николаевны и узнать точную информацию о деятельности Клавдии Петровой на войне. На сайте «Memorial.ru» мы нашли информацию из донесения о безвозвратных потерях:

Фамилия: Петрова
Имя: Клавдия
Отчество: Ювенальевна
Дата рождения: 1912 год
Место рождения: Карагандинская область, станция Малая Талга
Место призыва: 02. 07. 1941, Свердловский ГВК, Свердловская область, город Свердловск
Последнее место службы: 22 арм. 22 отд. рота мед. усиления
Воинское звание: военврач 3 ранга
Причина выбытия: пропал без вести
Дата выбытия: 10. 07. 1942

Елена Николаевна продолжала вспоминать: «Мария мне рассказывала, что когда арестовывали отца, они собрали узлы и уехали в Свердловск, там у них проживали родственники». Неля Васильевна, скромная и застенчивая женщина, добавила: «Жили они в подвальном помещении, я там была, жили они по улице 8 марта, дом №154 квартира № 4. потом они переехали в коммунальную квартиру». Елена Николаевна вздохнув, вступает в разговор: «Мария была очень образованной, начитанной женщиной, была очень хорошим рассказчиком. После смерти матери она хотела посвятить свою жизнь своей сестре Клавочке, так она ее ласково называла, говорила: «У нее будет семья, я ей буду помогать». У самой Марии не было семьи и детей. Но, к сожалению Клавочка погибла на фронте. Про своего отца Мария ничего не рассказывала. Да и не принято было говорить». «Почему не принято было говорить об этом? Даже друзьям?» - не поняли мы. «Да, даже друзьям. Потому, что в годы советской власти народ был напуган притеснениями и наказаниями за веру в Бога» - ставя ударение на каждом слове, ответила Надежда Аркадьевна. Надежда Аркадьевна в ходе нашей беседы вспомнила, что в одной из встреч с Марией она узнала о том, что подвиг Клавочки увековечен в мединституте, где она училась. Елена Николаевна вспомнила историю, которую ей рассказывала ее мама: «Отец Ювеналий был человек очень образованный, начитанный, разносторонний, у него была большая библиотека, были даже труды Ленина и Маркса. Для своих прихожан батюшка был духовным отцом и наставником, он помогал детям в учебе, готовил их к экзаменам». Чтобы закончить разговор мы попросили Надежду Аркадьевну охарактеризовать отношение народа к семье отца Ювеналия. «Семья отца Ювеналия пользовалась большим уважением и авторитетом среди людей. К ним можно было обратиться по любому вопросу. Они были образованные и много знали. Его семья всегда все спокойно взвешивала и могла ответить, почему произошло именно так, а не иначе», - закончила свой рассказ Надежда Аркадьевна. Незаметно, но пристально мы присматривались к этим женщинам во время нашей беседы. Обращало на себя внимание то, как рассказывали они о семье настоятеля. Подкупала простота и искренность их чувства. В их репликах чувствовалось настоящее уважение и почитание семьи.
Но случилась беда: 30 декабря 1937 года отца Ювеналия арестовали и предъявили обвинение.

Ивашёв Александр Прокопьевич

Утро 22 июня выдалось, ненастным: все небо было затянуто тучами, и шел частый мелкий, словно осенний дождик. Чтобы не сидеть дома, мы встретились и пошли в гости к Неле Ивановне, прихожанке нашего храма. Она пригласила нас к столу. За чаем мы узнали, что Неля Ивановна – внучка Ивашёва Александра Прокопьевича. Ее дед был членом приходского совета, о чем свидетельствует акт описи церковного имущества от 2 ноября 1928 года, но по документам обвинительного заключения от 1937 года он числился как певчий, мы думаем, что, скорее всего он совмещал две должности. Было очень приятно сидеть за столом с доброй старушкой и слушать ее рассказы. Нелли Ивановна сказала, что ее дед пострадал за веру, ему было 69 лет, когда его забрали. «У моего дедушки был металлический иконостас точь-в-точь как в Максимовской церкви, только уменьшенный во много раз. Но от деда сохранилась только икона Божьей Матери», - со слезами на глазах проговорила Нелли Ивановна. Услышав это, мы поинтересовались, куда же делись все остальные вещь Александра Прокопьевича. «Все забрали», - попробовала улыбнуться старушка: «Особенно мне запомнился небольшой макет храма Преподобного Максима исповедника, внутри макета все было в точности исполнено, как и в храме, в те годы. Когда появлялись новые иконы, дедушка старался сразу сделать копию для своего маленького храма. Я очень хорошо запомнила тот момент, когда дедушку забирали. Все его вещи положили на повозку, посадили в повозку и дедушку. Моя мама очень плакала и я тоже переживала. А когда дедушка хотел меня обнять на прощание, то люди, неизвестно от чего, сильно толкнули его и ударили по лицу. Я содрогнулась и задала один единственный вопрос: « ЗА ЧТО?» Когда нам в мыслях представилась эта картина, нам стало очень страшно за христиан и стыдно за власть, которая была настолько жестокой и бесчеловечной. Нелли Ивановна вытерла слезы, поднялась, прошла по комнате и остановилась. «Мама говорила, что на Северном Урале Максимовская церковь была самой большой и богатой. В те годы Северный Урал был богатым промышленным центром, в частности здесь жили золотари, и поэтому золото тогда было доступнее, все оклады икон в церкви были золотыми», - негромко проговорила Нелли Ивановна.

Изучив обвинительное заключение Ивашева А. П., мы поразились его смелости и стойкости в защите своей веры, своих убеждений. Нелли Ивановна гордо заявила: «Деду большевики предлагали отречься от Христа и снять крест. Если бы он это сделал, то ему сократили бы срок до трех лет. Но он этого не сделал. Находясь в заключении, он умер», - на глазах старушки выступили слезы, она засуетилась, и мы заметили нервную дрожь на ее лице. Понимая как трудно Неле Ивановне говорить об этом, мы не стали расспрашивать подробнее.

Из информации УГААОСО: «Ивашёв Александр Прокопьевич, 1863 года рождения, место рождения – РСФСР, Свердловская область, Надеждинский район, поселок Турьинские Рудники, русский, проживал – Свердловская область, Надеждинский район, поселок Турьинские Рудники, пенсионер, арестован 21. 10. 1937, осужден 10. 11. 1937 года, мере наказания – 10 лет ИТЛ (Ф. Р. – 1 Оп. 2. Д. 26780)».

Еще Нелли Ивановна вспомнила о том, что все кто командовал разрушением и разорением храма закончили свою жизнь очень плохо. Когда с колокольни сбрасывали колокола, они уходили в землю чуть ли не на два метра в глубину. Рядом с храмом был организован костер, в котором сжигали все церковное имущество. Верующие, находясь в стороне, плакали и молились за людей, которые разрушали святыню. Конечно, разорение и разрушение храма без наказания Божьего не проходит. Товарищ Рожков получил искру от костра в глаз, и глаз вытек. Второй, который командовал, покончил жизнь самоубийством, а третий сошел с ума. Ни один рабочий не дожил до преклонного возраста. Нелли Ивановна процитировала Священное Писание: «Церковь оставлю до второго пришествия». Мы были потрясены этой беседой. Мы много нового узнали, особенно любопытно и волнующе было узнать о разрушителях храма, потому что мы о них практически ничего не знали.

Когда прихожане нашего храма узнали, что мы интересуемся историей Максимовской церкви, они стали подходить и охотно делиться своими воспоминаниями. Однажды Людмила просфорница принесла нам листок, на котором четким, писарским почерком была написана история ее прадеда, которого звали Махлягин Иван Федорович. «Мой прадедушка был певчим на клиросе до того момента как закрыли храм. Конечно, верующие сопротивлялись закрытию, но что могли они против власти? Мой дедушка и еще несколько человек закрылись в церкви и не пускали туда власть. Это было выражение протеста, но власти пошли на хитрость. Милиция убедила затворников, что церковь закрывать не будут, а только опишут там все, и снова можно будет служить. Обещания они, конечно, не выполнили и устроили расправу. Я плохо знаю про других, но была с ними Мария, которую осудили на 10 лет. И она, оставив дочерей, отсидела «от звонка до звонка». Прадедушка мой прибежал однажды домой и говорит своей супруге Наталье Львовне: «Старуха, готовь сухари, за мною должны прийти». Но за ним так и не пришли и прожил он до  1948года. Эту историю рассказал мне папа, но не только это мне запомнилось. Запомнилось мне еще то, что когда снимали колокола один «храбрец» большевик Палтусов решил поплясать на нем, в результате он упал и разбился насмерть».

Скромная, добродушная женщина бабушка Феодосия 1925 года рождения вспомнила о своем детстве. Во время разговора мы с любопытством вглядывались в нее и находили столько силы духа, столько простоты и скромности. Родители бабушки Феодосии были православными и крестили ее в Максимовской церкви. «Когда я приходила в школу, меня ругали, потому что кто-то увидел, как я иду в храм». В годы советской власти нельзя было говорить о  православии и детей в храм водили тайком, чтобы они дети знали Бога. «Во время разрушения храма мы с матерью были рядом  и видели, как большой колокол упал, и его половина ушла в землю, но он не треснул. В те дни у людей была тоска, слезы, тяжесть на душе и страх. Страх был, потому что у власти была большая охрана, нам сказали, чтобы мы стояли и смотрели, и нам пришлось стоять. Советская власть всех запугала. Мои родители тоже молчали». И бабушка Феодосия прочитала нам стихотворение:

«Вот-вот закроют Храм Господень, и замолчат колокола.
И нам осталось меньше года до высылки Креста
Священник старый еле держит крест золотой в своей руке
И голос немощный непрежний, и слезы на его щеке.
Но нашу радость не отнимут, как Храм, священников и жизнь
И камни голос свой поднимут, мы выйдем, в правду облекшись.
Христос Воскресе! Не пугают угрозы, ссылки и битье.
Весть вечна, злая власть земная не в силах заглушить ее.
И эти вечные глаголы пройдут сквозь мрак таких годов,
Придут молиться в Храм Господень сыны безбожников отцов.
Мы верим, их Господь простит и просветит то поколение,
А нам уж колокол звонит, нам ныне мука предстоит
Господь Воскресший облачит нас в свое крестное терпенье».

Снова и снова перечитывая записанные нами рассказы участников и очевидцев, вспоминая все виденное и слышанное от них, проникая глубже в события тех лет, мы невольно сравниваем себя с ними и задаем себе вопрос: «А как бы мы повели себя, оказавшись на их месте?»

Несмотря на то, что храм превратили в кинотеатр, Господь открыл простым людям, что он не оставляет нас даже после того как наши предки, находясь в греховном заблуждении, поругали его святыни. Многие прихожане храма рассказывали нам о том, что они видели или слышали святых.

На нашей встрече Нина Павловна сказала такую фразу: « Не смотря на то, что в кинотеатре показывали всякий смрад, дворники и сторожа слышали ночью пение ангелов. Некоторые боялись оставаться дежурить, а те которые жили с Богом в душе, с удовольствием слушали это прекрасное неземное пение».
Нина Алексеевна сообщила нам о том, что однажды, проходя мимо кинотеатра, увидела Божью Матерь, которая смотрела на запад.

Людмила просфорница, поведала нам свою историю: «Одной женщине, мусульманке на экране в кинотеатре показалась Пресвятая Богородица, а сторожа и дворники рассказывали ей о том, что внизу, где раньше крестили детей, они слышали детский плач». В результате наших бесед все прихожанки сходились на том, что Божья Матерь призывала людей одуматься, как бы говоря им: «Что вы делаете, во что Божий Хрампревратили?» Заканчивая свой рассказ, Людмила просфорница написала, что на заводе билеты в кинотеатр раздавали в обязаловку. «Но, в конце концов, в кинотеатр стало ходить все меньше и меньше народу, стали срываться сеансы. А потом, когда закрыли кинотеатр, сделали дискотеку, но и она просуществовала недолго. Я помню, Михель с большим скрипом отдал православным церковь. Он говорил, что мы не сможем содержать её, но люди все время молились, а потом отстроили церковь по благословению батюшки Луки».

Мы тщательно записывали все воспоминания прихожан. Потом мы снова и снова перечитывали записанные нами рассказы участников и очевидцев, вспоминая всё виденное и слышанное от них. Одно и то же чувство овладевало каждым из нас. Мы сопереживали тем кого никогда не знали, пытались хоть чему-то порадоваться за них и не находили чему, вот если только тому, что всё таки храм вернули православным.

 

§3. Возвращение и восстановление  храма.


Год назад отец Дмитрий пригласил к нам на встречу очень удивительную женщину – Раису Яковлевну. Она поведала нам, как она была старостой Максимовской церкви и как пыталась вернуть церковь в годы советской власти. «Я ездила к бывшему председателю горкома партии Николаю Мироновичу. Он сказал мне, что даже не будет пытаться вернуть храм, и посоветовал, чтобы  прихожане строили храм рядом с кинотеатром. Я ответила, что не знаю, как будет происходить возвращение, но оно будет! А чтобы мы строили храм рядом, этого никогда не будет!» Так же Раиса Яковлевна ездила в город Екатеринбург, чтобы подключить инспекторов по религии. «Было заседание на тему возвращения храма. Первая выступила Дедова – бывший третий секретарь горкома партии. Её речь была очень агрессивной, она была против того, чтобы отдавать храм верующим. Вторая выступила Рожкова А. В., она тоже была против отдачи храма. После неё слово взяла директор кинотеатра Макарова. Она говорила, что для церкви не оставит даже ломаного стула, а я ей ответила, что церкви ломаные стулья не нужны, пусть везет свои стулья себе в сад. Потом слово дали мне, я сказала, что не против кинотеатра, но против отдавать то, что строили наши деды на последние копейки. И после моих слов половина людей, находившихся на заседании, подняли руку за то, чтобы отдать храм православным».

Всё возвращается на круги своя. В 1995 году городская дума приняла решение о возвращении храма верующим. Глава нашего города подписал постановление «О передаче здания кинотеатра «Россия» православному приходу церкви Святого Пантелеимона Целителя» от 31.07.1995 года № 641.

«Богословский алюминиевый завод финансировал проект реставрации и силами своих рабочих стал восстанавливать храм. Некоторые работники участвовали в воскрешении храма бескорыстно, по велению души. Первым старостой храма был Шмелев С. А., слесарь глиноземного цеха. Он много сделал для того, чтобы ускорить возвращение храма верующим. Он делал всё возможное для того, чтобы в храме начались богослужения. В Москве он приобрел иконы, церковную утварь, облачения, он сам изготовил формы для просфор. Всё это делал он бескорыстно в свободное время. Семен Шмелев был замечательным человеком, очень радовался, что храм восстановили. Он был не только чудным человеком, но еще и скромным. Везде ходил по инстанциям, хлопотал, организовывал все мероприятия и культурные программы.
Личная жизнь Семена Шмелева была весьма драматичной, а равновесие души возвращала вера в Бога. Он был открытым и щедрым человеком, никому не навязывал своих взглядов, а просто делал все, что мог, помогая людям и церкви. Семен Шмелев ушел из жизни рано, в 54 года, а сделать успел много», - рассказывал  нам друг Семёна Шмелёва.

Многие люди стремились помочь храму залечить раны, проявить его лик, вернуть первозданный вид и значение. Простые верующие люди делали все, что в их силах, чтобы город обрел вновь свою историческую святыню.
Валентина Иосифовна Корешина, которую мы ласково называем баба Валя, поделилась с нами, с чего начиналось восстановление храма: «Мы всё делали сами, кирпичи вытаскивали, штукатурили. Это делали те, кто мог. Когда службы начались отстроен был маленький кусочек. В маленьком притворчике хромая Анна Николаевна с отцом Сергием ширму повесили и там служба первая была. А потом, когда сделали среднюю часть, мы туда перебрались. Мы там стены меняли, вытаскивали гнилые брёвна, туда новые ставили. Потом красили, что могли. А царские врата сначала бронзовые были. На этом месте было много воды, и мы доски клали, чтобы ходить можно было. А потом купол сняли, и я его красила. Купол положили на пол, а я в него залезала и там красила. Потом привезли большой кран и купол поставили. Мы крыши красили, а раствор сами делали. Когда мы первый раз зашли сюда отец Леонид освятил здесь всё. На месте алтаря были туалеты, там плакаты были, и мы их срывали. У меня было стремление вернуть храм, а иначе я бы не помогала. Я за храм много слез пролила. Мой муж, спрашивал меня, зачем я сюда хожу, а я ему сказала, что пока я ходить могу, буду ходить в храм, и он сразу отстал. Когда отец Вячеслав приехал сюда, то служб еще не было, и он помогал нам в реставрации. Когда алтарь сделали, сюда приезжал батюшка Лука освящать. Первая служба прошла на Рождество Христово. В то Рождество ночная служба длилась до пяти часов утра, ввел службу отец Вячеслав».
Людмила просфорница тоже помогала в восстановительных работах, помнит, как всё это было: «Когда батюшка Лука освятил алтарь, нашли священника Сергия Козлова. Когда были получены ключи от Максимовской церкви, то батюшка Леонид из церкви Святого Целителя Пантелеимона освятил её, по его благословению прочитали акафист, а после, под руководством Фёдора и старосты Семёна Шмелёва, подготовили первый этаж к службе: побелили, сделали освещение и алтарь. Потом приехали к нам Кушвинские священники, среди них батюшка Вячеслав. Что меня поразило и обрадовало -  облако, которое окутало купол с крестом, как шапкой. Это я видела из окна своего дома на Суходойке, как раз в то время, когда освящали и устанавливали кресты».

 

Заключение.


Подводя итоги нашей работы, мы пришли к следующим выводам:

  1. Историческая судьба храма Преподобного Максима Исповедника очень сложная, драматичная. Храм за годы своего существования пережил и взлеты и падения. На протяжении всей работы та картина, которая создавалась в наших головах, была картиной поистине величественной (период со дня основания и до 1917г.), картина одновременно полная глубокого трагизма (период разрушения).
  2. Данная работа позволила нам пережить и прочувствовать историю нашей церкви через судьбы земляков. Думая об отце Ювеналии, о расстрелянных прихожанах, о Семёне Шмелёве, который возвращал и помогал восстанавливать храм, мы понимаем, что это были сильные люди. И это была не физическая сила, а сила духа, сила характера.
  3. Мы считаем, что поступки прихожан в годы гонений раскрывают силу и широту души русского верующего человека. Мы гордимся, что принадлежим к великому, благородному и самоотверженному русскому народу, способному делать даже невозможное.
  4. Хотелось бы верить, что наша скромная работа не оставит Вас равнодушными. Надеемся, что храм Максима Исповедника переживший и взлеты и падения в своей судьбе, сейчас вновь на старте нового взлета! В настоящее время прихожан с каждым годом становиться больше. Духовный кризис, который сейчас переживает Россия можно преодолеть, встав на путь православной веры. Не случайно, в христианские праздники по телевидению показывают, как президент со своей женой посещает службы. Это яркий пример для подрастающего поколения.
  5. Мы уверенны, о храме Максима Исповедника еще напишут исторические исследования, снимут фильм. Может быть, наша работа поможет авторам будущих произведений. Мы считаем, что в большом деле стоит быть и одной ступенькой, если эта ступенька ведёт вверх. Очевидцы страшных лет гонений помогли нам распутать узелок истории, но с каждым пятилетием их список будет редеть, поэтому надо узнать у них всё, что они ещё помнят, и передать историю своим детям, внукам, правнукам, чтобы они не забывали подвиги своих предков.

Использованная литература.

 

  1. Воронов Г. И., Каёта Г. М. «Краснотурьинск», 1978 г.
  2. Алексей Иванов «Message: Чусовая», 2007 г.
  3. «Малая краеведческая энциклопедия», 2004 г.
  4. М. Ю. Нечаева «Епархиальные ведомости», 2009 г.
  5. Протоиерей Валерий Лавринов «Екатеринбургская Епархия. События, люди, храмы», 2001 г.
  6. «Буклет храма Преподобного Максима Исповедника», 2006 г.
  7. www.memorial.ru
  8. www.wikipedia.org
  9. Сарафанова Г. А., Гунгер Ю. «Скорее иметь церковь»// «Серебряный меридиан»,      8 марта 2002 г.
  10. Гунгер Ю. «Стоит на службе настоятелем»// «Заря Урала», 28 мая 1998 г.
  11. Материалы, подготовленные старшим научным сотрудником МУ «Краснотурьинский краеведческий музей», Сарафановой Г. А.