Наш Храм

Главная Братство "Трезвение" Трезвость и трезвение

Где нет основания – православного понимания трезвости, там происходит смещение ценностей, там от добродетели трезвения остается лишь голое воздержание от алкоголя, душевная мирская трезвость, лишенная духа Православия. Но это еще не самое худшее. История Русской Церкви знает примеры, когда некоторые народные общества трезвости, руководимые мирянами, отступив от этого основания, вслед за тем преступили канонические правила Церкви, сами себя, лишив полнокровной церковной жизни, и постепенно из Православия перешли в сектантство. Путь утверждения трезвости невозможен без строгого следования многовековым устоям Православия.

Икона Богородицы Неупиваемая Чаша

Мы разграничиваем понятия «трезвость» и «трезвение» в соответствии с глубиной их смысловой наполненности.
«Трезвение» - очень обширное понятие. Воздержание от спиртных напитков и прочих одурманивающих веществ, то есть трезвость, составляет лишь малую его часть. В православном понимании, по учению Священного Писания и святых отцов, трезвость – это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел» (Библейская энциклопедия. М., 1891). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», – предостерегает апостол (1 Петр. 5. 8).

В Библии содержится множество мест, где Бог через апостолов или пророков призывает людей к трезвости. При этом трезвость ни в коем случае не является самоцелью. Она есть то, без чего невозможно окончательное становление человека и христианина; барьер, не преодолев которого, невозможно двигаться дальше в духовном и нравственном развитии. 
Апостол Павел пишет в 1 Послании к Коринфянам, чтобы мы не обманывались: «Пьяницы…Царства Божьего не наследуют» (1Кор 6:9).

Часто люди заблуждаются, думая, что можно быть чуть-чуть плохими, оскверняться, оставаясь верными Богу, прощать себе маленькие слабости. К сожалению, это стало серьёзной проблемой даже в церковной среде.

Трезвость – это подвиг человека, подвиг воздержания ради полноценной жизни, которую даровал ему Господь. Мы считаем трезвость естественным и счастливым состоянием человека и хотим особо подчеркнуть именно его «естественность».

Трезвость – это устойчивое качество личности, состояние, которого можно достичь: вначале трезвости телесной, затем – трезвости сознания. Трезвость – здравомыслие, свобода от зависимостей. Это лишь возможность, способ достижения трезвения.

Трезвение же – более емкое понятие. Это бесконечный процесс духовного совершенствования, движение по ступеням трезвости. «Трезвение есть хранение ума и чистота сердца», – поясняют святые отцы прп. Исихий и авва Евагрий. - «Страх Божий хранит душу; трезвение же утверждает ее».

Трезвение – состояние сознания, при котором человек мыслит, чувствует, действует ответственно на основе норм и ценностей христианской традиции; устойчивость личности к социальным порокам, которая складывается на основе христианских идеалов, убеждений и опыта жизнестроительства.

Трезвение – жизнь с постоянным ощущением присутствия Бога, с памятью о заповедях Божиих, с постоянным стремлением к единению с Богом, к благодати Божией; уровень духовно-нравственного развития человека, который формируется на основе приоритета духовных потребностей, православной иерархии ценностных ориентиров.
В.И.Даль определяет трезвость как «жизненное качество», трезвение - как трезвую жизнь, воздержание. Говоря о «трезвении», мы всегда говорим не об отказе от пьянства, а о жизненной позиции думающего человека, заключающейся в ограждении своих идеалов и приоритетов от пагубного влияния большинства. О позиции, при которой человек не будет делать то, что делают все, если он знает о том, что это повредит ему.

Вести трезвую жизнь гораздо труднее, чем ее начинать. Потому что явные грехи оставлены, а глубокое поражение скрытыми греховными недугами осталось, и теперь «образ покаяния заметно усложняется, утончается… грехи прощены, но страсти еще живы; дела греховные не творим, но склонность к ним, жажда их — живы, и все это требует еще многих трудов покаяния… Наоборот, хочется человеку сразу же получить полный покой, внутренний комфорт, чувство духовной удовлетворенности самим собой, чувство своей значимости и избранности…» (Архимандрит Лазарь). А наименование христианина и трезвенника вовсе не гарантирует чистоту намерений и чувств. Нужно помнить, что любое доброделание, творимое нами, обретает ценность в очах Божиих не само по себе, а в соответствии с нашим намерением, сердечным расположением.

Человек должен, всегда помнить, что он может ежеминутно оказаться в чем-нибудь не на высоте благодати, дарованной ему от Бога, ее недостойным носителем, ее несовершенным осуществителем, хотя бы уже в процессе своей прикровенной человеческой мотивации. Этого постоянного памятования требует духовное смирение и трезвение, ограждающие человеческую душу от соблазна и гордости.