Наш Храм

Главная Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник (около 580–662). Дни памяти: 13(26) августа (Перенесение мощей), 21 января (3 февраля)

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611 - 641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, "оставался простым монахом". В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" - "Изложение веры", который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", - свидетельствует его житие.

Подробнее...

прп. Максим

Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника взято из книги свт. Димитрия Ростовского "Жития Святых".

Великий не только по имени, но и по жизни, преподобный Максим, родился в великом царственном городе Константинополе. Происходя от высокопоставленных и благочестивых родителей, он получил серьезное научное образование. Он основательно изучил философию и богословие, достиг высшей славы своею мудростью и был уважаем даже в царских палатах. Царь Ираклий, видя его разум и праведную жизнь, почтил его, помимо его воли, званием первого своего секретаря и включил его в число своих советников. Преподобный Максим пользовался любовью и уважением среди придворных и был весьма полезен всему царственному городу.

В это время возникла ересь монофелитов, признававших в Христе Господе нашем только одну волю и одно хотение. Развилась эта ересь из прежде бывшей евтихианской ереси, которая безрассудно признавала во Христе одно только естество, вопреки православному исповеданию, требующему признавать в Господе нашем, воплотившемся Боге, два естества и две воли, два хотения и действия, особенные для каждого естества, но соединенные в одном Лице Христовом, ибо Христос есть Бог, не на два лица разделяемый, но в двух естествах неслитно познаваемый. Защитниками и распространителями ереси монофелитов были вначале: Кир, патриарх александрийский, Сергий константинопольский и даже сам царь Ираклий, увлеченный ими в эту ересь. Созвав поместные соборы, Кир – в Александрии, а Сергий – в Константинополе, они утвердили эту ересь, повсюду разослали свое постановление и совратили весь Восток. Один только Святой Софроний, патриарх иерусалимский, противился ереси, не принимая лжеучения. Блаженный Максим, видя, что ересь проникла и в царские палаты и совратила самого царя, стал опасаться, как бы и ему не совратиться в ересь по примеру многих. Поэтому, он оставил свое звание и всю славу мирскую и пошел в монастырь, отстоявший далеко от города, по название Хрисопольский, где и стал иноком, предпочитая «быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс.83:11). Там, спустя несколько лет, он за свою добродетельную жизнь был избран настоятелем (аввой).

Подробнее...

Молитва преподобному Максиму Исповеднику.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Максиме, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Подробнее...

27 февраля 2012 г. 17:04

В интервью сайту Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Грузинская Православная Церковь) рассказывает об исторических источниках по вопросу о местонахождении мощей преподобного Максима Исповедника и о раскопках, в результате которых были обретены мощи святого.

— Владыка, расскажите, как возникла идея искать место ссылки преподобного Максима Исповедника не там, где оно традиционно почитается, то есть в монастыре в честь преподобного?

— Всегда считалось, что место, где преподобный Максим был похоронен, и было местом его ссылки. Однако в этой теории есть ряд несовпадений и противоречий с имеющимися источниками. Так, описание местности, куда его сослали, не совпадает с местоположением монастыря преподобного Максима Исповедника, где сейчас находятся его мощи. У меня возник вопрос: может быть, преподобный находился в ссылке не здесь, а позже его перезахоронили в монастыре, который назван в его честь? Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Иванович Бриллиантов уже выдвигал предположение о различии мест ссылки и перенесения мощей Максима Исповедника; такое же мнение высказал и профессор Киевской духовной академии Сергей Леонтьевич Епифанович. Вопрос о месте ссылки преподобного Максима так и остался открытым. Были попытки искусственно подогнать звучание названия крепости Мурис цихе (груз. — «Мурская крепость»), находящейся у монастыря преподобного Максима, к известному из источников названию места ссылки преподобного — крепости Схимарис. При помощи перестановки слов было получено словосочетание «Цихе Мурис», которое становилось созвучным названию древней крепости.

Подробнее...

2 ноября 2011 г. 11:15

24-27 октября 2011 года в Грузии состоялась IV Международная богословская конференция памяти преподобного Максима Исповедника.

В форуме приняла участие делегация Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в составе ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и преподавателей ПСТГУ И.Е. Мельниковой, Н.Г. Головниной, П.Ю. Малкова и П.Б. Михайлова.

Открытие конференции 24 октября в Патриаршем центре духовного и интеллектуального развития молодежи, расположенном в подклете кафедрального Свято-Троицкого собора в Тбилиси, возглавил архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Грузинская Православная Церковь).

Работа по секциям проходила в здании нового Патриаршего университета (Тбилиси), монастыре Пресвятой Богородицы (Цагери), в резиденциях архиепископа Стефана в Цагери и Лентехи.

Подробнее...

Беседа с архиепископом Цагерским и Лентехским Стефаном (Калаиджишвили)

Недавно в Москве побывал архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Грузинская Православная Церковь). Владыка познакомил общественные и церковные круги российской столицы с результатами изысканий, при которых в древнем монастыре близ Цагери были обнаружены мощи преподобного Максима Исповедника, его учеников и святого Арсения. О том, как было обнаружено место погребения преподобного Максима, о епархии, которую возглавляет владыка, о его пути в Церковь – беседа с архиепископом Цагерским и Лентехским Стефаном (Калаиджишвили).

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 621 px. Размер файла 57042 b.  Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан на конференции, посвященной преподобному Максиму Исповеднику (октябрь 2010 г.)
Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан на конференции, посвященной преподобному Максиму Исповеднику (октябрь 2010 г.)

– Владыка, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к вере.

– Моя бабушка была верующей, и от нее я еще в детстве кое-что знал, но церковным не был. А бабушка постоянно говорила один тост: «Пресвятая Богородица, помогай нам», но мне было непонятно, Кто это – Пресвятая. Я думал, просто какая-то святая или все святые. Затем, когда подрос, понял, Кем была Богородица. Потом узнал, что вся Грузия говорит этот тост, оканчивая застолье. Бабушка по праздникам, приготовив праздничный стол, сама, раз не было священника, читала молитву; у нее всегда была святая вода, и этой водой она окропляла трапезу, затем все садились за стол. Это было в некотором смысле мое первое соприкосновение с верой.

В 1976 году я поступил на факультет автоматики и вычислительной техники Грузинского политехнического института. Появились друзья, которые ходили в церковь; иногда вместе с ними – ради интереса – заходил в церковь и я. Долго не оставался: зажигал свечи и уходил.

Подробнее...

Видео-обзор книги, подготовленный в передаче православного телеканала Союз "У книжной полки":

"Диспут с Пирром" Автор: Максим Исповедник

"Диспут с Пирром" - ценнейший памятник византийской литературы VII – нач. VIII вв., созданный на основе реального исторического события – богословского диспута, состоявшегося в 645 г. в Карфагене между прп. Максимом Исповедником и экс-патриархом Константинополя Пирром. "Диспут" является одним из важных источников для изучения христологических споров, волновавших Византийскую империю уже на раннем этапе ее существования.
Книга снабжена материалами, знакомящими читателя с жизнью прп. Максима и особенностями его богословской мысли.

 

ЧИТАТЬ

Подробнее...

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии http://www.mpda.ru/


Максим Исповедник, прп.

 

Афон. 1547.

 

Прп. Максим. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

 


Максим Исповедник, прп.

Неа Мони. XI.

Прп. Максим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на острове Хиос. Греция. 2-я половина XI в.

Максим Исповедник, прп.

Византия. XII.

Избранные святые (Свтт. Дионисий Ареопагит, Афанасий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, прпп. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Миниатюра "Догматическое всеоружие" Евфимия Зигавина. Византия. 1-я половина XII в. ГИМ. Москва.

Максим Исповедник, прп.

Византия. XIII.

Прп. Максим Исповедник. Миниатюра из Минеи. Византия. XIII в.

Максим Исповедник, прп.

Русский Север. XVI.

Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург.

Максим Исповедник, прп.

Русь. XVII.

Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Максим Исповедник, прп.

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 21 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

Максим Исповедник, прп.

Сольвычегодск. XVI.

Прп. Максим с житием. Истома Гордеев (?). Икона. Сольвычегодск. Конец XVI - начало XVII в. 197.3 х 157.2. Из сольвычегодского Благовещенского собора. Поставление Максима Яковлевича Строганова. Сольвычегодский музей.

Максим Исповедник, прп.

Ватопед. 1721.

Месяцеслов (фрагмент). Фреска. Монастырь Ватопед (Афон). 1721 г.