Наш Храм

Главная Родительский комитет

После появления некоторых публикаций в средствах массовой информации в адрес Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства поступают обращения с просьбой прояснить, претерпела ли изменения позиция Комиссии в отношении вопросов, связанных с наказанием за преступления, совершаемые в семейном окружении, и профилактикой подобных преступлений.

В ответ на эти обращения Комиссия считает нужным подчеркнуть, что ее позиция по указанным вопросам была подробно и аргументировано изложена в целом ряде документов, публиковавшихся ею с 2014 года:

  • Позиция Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства по проекту Федерального закона № 600971-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (опубликована 14.11.2014)[1].
  • Комментарий Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с обращениями в отношении Федерального Закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (опубликован 07.01.2015)[2].
  • Пояснения в отношении оценки Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства термина «насилие в семье», иных аналогичных терминов и связанных с ними концепций и подходов (опубликованы 25.01.2015)[3].
  • «Не хорошо быть человеку одному…»: православный взгляд на семью и проблемы современности» — документ Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, подготовленный по поручению Священного Синода для Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (опубликован в январе 2016 года)[4].

Подробнее...

- Вчера похоронили соседа, на поминках родственники поминали его алкоголем. Знаю, что это грех, но промолчал, не стал им об этом говорить, а потом мучился. Получается, что я согрешил, раз не остановил их во грехе?

о.Димитрий Смирнов: - А как это возможно остановить? Это я даже не представляю. Что, в драку влезать?

- Попытаться их образумить, просветить.

о.Димитрий Смирнов: - Ой, да брось ты, это просто анекдот. У людей перевернуто сознание. Это же советский человек, у него всё наоборот. Что такое «поминание»? «Поминать» - это от слова «память». А как водка, которая отнимает последнюю память, способствует поминовению? Нет, поминать – имелось в виду, что когда будешь молиться вечером, утром или здесь перед трапезой, помолиться об усопшем: «Господи, упокой раба Твоего такого-то». Вот что такое «поминать». А причем тут водка? Совершенно ни при чём. Если люди не понимают, что такое «поминать», как ты им это объяснишь? У них совершенно другой обычай. У людей пьяное сознание вместо молитвенного, ну что тут сделаешь? Раз уж пришел на поминки - встань первый, выступи, скажи: «Вот, хороший человек скончался. Упокой, Господи, его душу». Всё, перекрестился и пошел. Зачем обязательно поминать водкой? Пивом? Смородиновой наливкой?

Батюшка крестил пятилетнего ребенка, при этом он неутешно плакал и сопротивлялся таинству как мог. Отталкивал священника и кривлялся. Когда мальчика трижды окунали в купель, он кричал так, будто его погружали в котёл с кипящей водой. Взрослые бывшие при нем, содрогались видя все это. Наконец мать ребенка не выдержала, подошла к священнику, совершавшему Таинство Крещения и сказала:
- Ну, долго это будет еще продолжаться?
- Примерно столько же.
- А нельзя ли этот процесс как-то ускорить, вы же видите, что ребенок уже измучился.
- Нет, нельзя, чин должен быть исполнен от начала до конца, иначе Таинство не состоится.
Мамаша тяжело вздохнула:
- Ну, что же делать? Вы же видите как он надрывается плачем, он не выдержит еще столько же...
- Он мучается не от этого, - тихо сказал священник.
- А от чего же? - с изумлением спросила мать ребенка.
- От грехов взрослых.
- Как? - на лице женщины отразился шок, она не верила своим ушам.
- Брак венчан? - спросил батюшка, не дав ей опомниться.
- Нет.
Между тем священник что-то высчитывал, потом сказал:
- Зачат ребенок, судя по всему, в Великий пост?
- ....
- Аборты делали?
Снова молчит.
- Сами в храм Божий никогда не ходили, не исповедались, не причащались?
Пожимает плечами, не отвечает.
- А как жили? Наверное вели жизнь далекую от благочестия?
- ....
- И хотите, чтобы ваш сын чувствовал себя в храме благостно? Вам здесь находиться тягостно, а ему тем более. Хотите благих изменений сыну, измените себя к лучшему.
По щекам молодой женщины текли слезы, она вернулась на свое место, утирая глаза. Таинство продолжилось, но интересное дело, ребенок успокоился, перестал сопротивляться и плакать, будто батюшка говорил с ним, а не с матерью...

Надо воспринимать трудности как лекарство, как спасительное дело, как благо. «Почему на меня все сыпется? Вроде как все живу…» — да хорошо, значит, тебя Бог любит, значит, тебя Бог закаляет, готовит к чему-то лучшему, тренирует. Как в спорте: чтобы двести килограммов штангу поднять, надо два года гантелями потихоньку набавлять… Зато какая радость потом — двести — ба! Весь стадион встал. Так же и тут: сделал что-то — у Ангелов на небесах радость какая… Вот грешил, грешил человек — и встал! На небесах радость, праздник.

Петр Мамонов

В житиях рассказывается про одного кожевника, на которого Господь указал Антонию Великому, что этот человек ближе его к Богу. Тогда Антоний пришел к нему и стал спрашивать: "Чем ты Богу угождаешь?" А он говорит: "Я угождаю? Да я самый первый грешник. Все в церковь идут, а мне некогда, мне приходится вот эти подметки прибивать. Вся душа моя стремится туда, а меня Господь не допускает». И вот Господь сказал: "Антоний, он выше тебя". А ведь тот двадцать лет в пещере провел; раз в неделю только пищу вкушал; будучи неграмотным, наизусть знал Священное Писание; мертвых воскрешал. А кожевник оказался выше его, потому что, прибивая подметки, он достиг глубочайшей веры Богу и глубочайшего смирения, которых Антоний в то время еще не достиг.

Поэтому жизнь и спасение наше рядом, в каждой встрече с человеком, в каждом деле, в нашей обыденной жизни. И каждый из нас должен не стремиться к чему-то внешнему, а стремиться использовать то, что дает ему Бог.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Каждый из нас может сейчас достичь Царствия Божия очень просто, для этого не надо ничего изобретать. Многие выдумывают: кто в горы уедет куда-нибудь на Кавказ и там пропадет; кто поклоны начинает бить тысячами и вместо того, чтобы пользу получать, душе повредит; кто еще какой-нибудь на себя подвиг возьмет, а потом начинает жалеть, потому что не справился с тем, что наложил на себя. Сейчас время внешнего подвига прошло, совершать его в наше время невозможно, не нужно и бессмысленно, потому что у нас не хватит на это духовных сил. Все силы наши должны уходить на то, чтобы, живя в полностью безбожном и отторгнутом от Церкви мире, оставаться христианином, человеком церковным и являть свою церковность миру.

Допустим, какой-то завод работает, план выполняет, премии зарабатывает, авралы там у них бывают или, наоборот, не подвезли чего, сидят, делать нечего, курят, гонца в магазин посылают, чтобы после обеда выпить, – такая жизнь идет. И вот среди этих пятисот человек появился один христианин, который не пьет, ни над кем не подсмеивается, честно трудится, не опаздывает на работу, не халтурит, не ругается с начальством, который послушен, не ищет своего, не лезет вперед, не старается из-под носа у кого-то квартиру вырвать. И оказывается, что его молчаливое присутствие очень много значит для этих людей, оно наполняет их сердце стыдом, не всех, но хотя бы некоторых, и это колоссальное дело, это дело апостольское, хотя он ни слова не говорит. И так всегда бывает. А если человек начинает кипеть, кого-то агитировать, куда-то тащить, то из этого получается только беда.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Когда твой ребенок дома улыбается и напевает, – твой дом превращается в рай. И неважно, есть у тебя деньги или нет. Ты открываешь ключом дверь и думаешь: «Дома меня ждет женщина, которая создана для меня, которая любит меня и думает обо мне». А жена в это время думает: «Пока я занимаюсь домашними делами, мой муж думает обо мне, о нашем ребенке, о нашей семье». Вот что такое счастье.

Архимандрит Андрей (Конанос)

Конечно, за годы брака можно встретить, и не раз, человека лучше и интереснее, чем супруг или супруга. Но свой интерес к нему следует расценивать не как дар судьбы, а как искушение, проверку на верность Господу. Да-да, верность в браке - это не только верность жене или мужу, но — Самому Богу.

Протоиерей Сергий Николаев

На женщине лежат домашние, рутинные обязанности — уборка, приготовление пищи, воспитание детей... И всё это невозможно потянуть без любви. Поэтому апостол Павел прежде всего обращается к мужьям: Мужья, любите своих жён. Вот — кульминация. Муж задаёт тон, он ведущий, потому что он глава. Его первая обязанность — освящать семью; не ходить по дому и кропить всех святой водой, а освящать своей любовью. Если он, придя домой не в духе, всех загнал «под лавку», то жене уже не хочется ни готовить, ни служить ему. А если он светится, то и весь дом его светится и обретёт в нём надёжную крепость, полную тепла и уюта. Другое дело, если муж не занял место главы, на которое ему указал Сам Господь, не проявил мужества, твёрдости, мудрости, терпения, — в такой семье прежде всех будет страдать жена.

Протоиерей Николай Могильный

Еще статьи...