Таинство Покаяния

Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: "Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20, 22-23).

Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал "крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои" (Марк. 1, 4-5).

Св. апостолы, получив на это власть от Господа, совершали таинство покаяния: "многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои" (Деян. 19, 18).

Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

 

Когда вы наливаете воду в чайник, то она кажется прозрачной и чистой. Но со временем на стенках чайника образуется толстая серая накипь. Так и в жизни человека: не всякий сразу заметит, как душу покрывает короста грехов. Вы, конечно же, часто слышали, как некоторые говорят: «У меня особых грехов нет. Ведь я никого не убивал, не воровал, не блудил...»Но велика ли разница: привязан к плечам один большой камень или мешок мелких камней? - в обоих случаях груз повлечет ко дну. Грех - это все, что не позволяет человеку быть с Богом, что достав­ляет ему муку, делает его душу безобразной. Порой люди не видят своих грехов, но последние проявляют себя чувством тоски, безысходности, ощущением внутренней нечистоты и дискомфорта (правда, некоторые настолько привыкли к своему дискомфорту, что уже не обращают на это никакого внимания).
В церкви есть удивительное таинство , способное восстановить, казалось бы совсем утраченную красоту души, вернуть человека к Богу , подать ему духовную силу. Это Покаяние. Оно - драгоценный дар, возвращающий сердцу чистоту.
Есть такая притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога
Он молился:- Господи, что мне подарить Тебе?

И вдруг Бог ответил ему:- Мне ничего не надо. Все, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе. Но человек настаивал:

-Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе?
Тогда Бог сказал: -Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи.

Покаяние - это не истязание человека, а очищение его от ненужных греховных наслоений. Это освобождение человека от того,что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Представьте воздушный шар: если он обременен лишним грузом, то не поднимется к небу. Так и человек. В Покаянии Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился. Покаяние начинается с искреннего раскаяния о грехе и отвращения о т него, совершается через исповедь перед священником, завершается молитвой священнослужителя над главой кающегося. Посредством священника грехи прощает Сам Бог.
Многие люди понимают необходимость исповеди, но не могут прийти в храм. Одни не решаются рассказать все свои грехи, другие думают, что слишком привыкли к дурной жизни и исповедь не поможет им. Этот страх важно перебороть. Представьте, что у кого-то болит зуб, а человек все откладывает и не решается пойти лечить его. Зуб может сгнить и дать осложнения на весь организм. Так и откладывая покаяние, можно окончательно повредить своей душе. Иногда человек прикрывается ложным стыдом, что он еще не готов к исповеди, к храму, что он крайне недостоин пред Богом. Да, в душу каждого вложено чувство нашего недостоинства пред Богом. Но это не значит, что раз мы недостойны, то и не надо к Богу идти. Человек никогда не приготовится полностью к исповеди, никогда не станет полностью достойным, а промедление бывает равно смерти.
Напрасно стеснение и перед священником. Мы каемся пред Богом, а священник - только свидетель. На исповеди батюшке исповедуют столько грехов, что все его личные эмоции отступают назад. Священник радуется, когда люди каются во всех своих темных сторонах жизни., потому что тогда они становятся ближе к Богу.



Часто задаваемые вопросы:



1. Я хотел бы исповедоваться и причаститься. Расскажи­те, пожалуйста, как подготовиться к исповеди? И вооб­ще, в чем состоит суть Таинства Покаяния? Мне хотелось бы узнать об этом поподробнее.

Суть Таинства Покаяния состоит в том, что христианин, при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. Участие в Таинстве должно обязательно предваряться внутренним, сердечным актом покаяния, который святитель Феофан Затворник определяет четырьмя вещами:

1) осознанием своего греха перед Богом;

2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства;

3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;

4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Такое покаянное движение души должно проходить всяким раз, когда совесть обличает нас в грехе - пусть хоть самом малом.

Что касается участия собственно в Таинстве, то общее правило здесь такое: надо исповедаться тогда, когда есть потребность, и исповедовать то, в чем укоряет совесть, будь то дело, слово, мысль или сердечное расположение. Исповедоваться всегда нужно полно (однако в подробности грехов, особенно блудных, не входить), не утаивая, не смущаясь и не стыдясь ложным стыдом "что обо мне батюшка подумает?" Для батюшки грехи это не новость, он все это слышал сотни раз. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренно кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться.
Готовиться к исповеди надо, испытывая свою совесть. И здесь надо предостеречь от использования, в качестве пособий для этого, разнообразных многочисленных и, увы, очень популярных брошюрок. Эти брошюрки содержат огромные списки самых разнообразных (и порой даже таких, о который человек вовсе и не знает) грехов. Часто люди просто переписывают эти грехи (бывает, что и все подряд), и при носят на исповедь толстые тетради. Когда священник начинает разговаривать с пришедшими - выясняется, что исповедующиеся часто даже и не понимают, что означает тот или иной греховный термин...
Исповедовать нужно свои грехи, те, которые мы действительно совершили (нередко, увлекаясь "списками грехов", человек совершенно не видит свое реальное греховное состояние), те, в которых обличает совесть, а не умозрительные, абстрактные сведения, вычитанные в сомнительных книжках.
Для того же, чтобы правильно "настроить совесть", нужно внимательно читать и изучать Священное Писание Нового Завета, Евангелия и Апостольские послания, и по ним сверять свою жизнь. Для начала же хорошо прочитать Нагорную проповедь Христа (в Евангелии от Матфея, главы 5-7) и ознакомиться с нормой нравственной жизни для христиан, которую дает апостол Павел ( в Послании к Римлянам, глава 12).

2. Можно ли исповедоваться у разных священников, или нужен один? Вопрос возник в связи с тем, что одна моя знакомая, которая часто ходит в церковь, утверждает, что исповедоваться нужно только у того священника, которого надо выбрать как своего "духовного отца".

Никакого запрета, чтобы исповедоваться у разных священников, нет. Суть исповеди не меняется от того, какой именно батюшка ее у нас принимает. Другое дело, что духовного отца, действительно, иметь хорошо, и вообще хорошо, когда исповедуемся одному и тому же батюшке: священник нас уже знает, и мы чувствуем друг ко другу обоюдное доверие. Но не всегда так бывает; да и Церковь, признавая наличие духовного отца желательным, вовсе не вменяет нам это в непременную обязанность. Разумеется, здесь не имеется в виду некое, иногда встречающееся, лукавство, когда человек, смущаясь своих грехов, одному батюшке скажет одно, а другому - другое. Такое отношение к исповеди обесценивает ее, и Таинство становится нам "в суд и осуждение". Средством избежать этого и может являться постоянная исповедь у одного священника.


  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.