×

Предупреждение

JFolder: :files: Путь ведет не к каталогу: [ROOT]/images/seminar-penie

×

Внимание

There was a problem rendering your image gallery. Please make sure that the folder you are using in the Simple Image Gallery Pro plugin tags exists and contains valid image files. The plugin could not locate the folder: images/seminar-penie

Семинар-практикум по церковному пению

14 октября 2012 года, в Краснотурьинске, в помещении Церковно-Приходской школы храма преподобного Максима Исповедника, под Покровом Пресвятой Богородицы и Романа Сладкопевца прошла встреча за круглым столом певческих коллективов из нескольких городов Северного благочиния: Серова, Карпинска, Краснотурьинска и Волчанска. В программу семинара входили теоретические и практические занятия клиросного пения.  Однако не менее важным оказалось свободное творческое общение, обмен опытом людей, не просто занятых общим делом, но несущих особое служение в Церкви.

С вступительным словом выступил настоятель храма Максима Исповедника иерей Андрей Лимонов. О житии священномученика Вячеслава Невьянского рассказала матушка Фотиния (Никольский храм г.Волчанск). С докладом «Значение церковного пения и место его в богослужении» выступила Назарова Анна (Краснотурьинск). О богослужебных жанрах рассказала Орлова Светлана (Краснотурьинск). Регент хора храма Максима Исповедника Гинатуллина Лариса выступила с докладом «Гласовая система. Практикум».

Церковное пение в древней Руси было священным и всегда сравнивалось с ангельской хвалой, которая звучит на небесах. Певец должен был стараться и самой жизнью уподобляться ангелам – беречь чистоту души, хранить себя от дурных помыслов. В древности певцы даже принимали малое пострижение, и быть церковным певцом значило встать на первую священную ступень. Правила поведения в храме и в жизни были очень строгими, ведь голос сразу выдавал состояние души, обличал совершенные прегрешения. Поэтому певческие школы и лучшие хоры были в монашеских обителях, где сама жизнь с ее служением Богу, постоянная соборная и келейная молитва помогали петь Божию славу.

Главной задачей для певца было произносить священные слова песнопений с благоговейной молитвой, чтобы и священнослужители и прихожане проникались Божественной хвалой. Певчие заботились не о красоте собственного голоса, не о том, чтобы выразить состояние своей души, а старались донести святые слова до сердец молящихся, помочь в молитвенном делании.

Церковное пение никогда не было просто музыкой, оно взаимодействовало с Богослужением, помогало воспринять священнодействия более ярко, не только умом, но и сердцем. Пение гармонировало со всем устроением храма, вместе с иконами и убранством составляя единую хвалу Господу, повествуя в звуках, красках, священных предметах о Его величии и красоте Божиих творений.

Пение в церковном хоре помогало очистить сердца, приводило к покаянию, вводило в церковные таинства. Участие в длительных богослужениях приучало певчих к терпению и молитвенному вниманию. Сложнейшие догматы, нравственные поучения незаметно усваивались через пение и, по слову св. Афанасия Великого, «настраивали душу, так что она становилась способной к возвышенным мыслям».

В церковном хоре певчие учились не только петь, но и жить вместе, общиной. Совместная молитва, воспевание славы Божией «единеми усты и единем сердцем» помогали любить друг друга, смиряться и заботиться о других. В хоре не было солистов, демонстрирующих свои таланты, но все вместе в пении исповедовали общую веру, общие нравственные законы, стремились достичь согласия и гармонии. Очень долго хоры не разделялись на отдельные хоровые партии, пели в унисон, одноголосно, как символ единодушия и молитвенного единения всех певцов.

Для пения наилучшим свойством считалась полезность для души, а не красивость, эмоциональность, яркость и эффектность. Еще с древности знали, что пение и слушание напевов может побуждать душу к горнему миру, а может услаждать и даже развращать. Поэтому к выбору напевов относились очень строго: на Соборах обсуждали и тексты, и напевы, и манеру пения; святые отцы церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий и многие другие) писали статьи и произносили поучения о богослужебном пении.

Пение должно было быть назидательным, утешительным, благодатным и чинным. В нем содержалось поучение и назидание душе, оно утешало скорбящие и уставшие от суеты сердца, осеняло молящихся благодатной силой, и вводило в мир порядка и благолепия.

Цель семинара - освоение гласовой системы. В нем принимало участие 17 человек. Ближе к празднику Рождества Христова пройдет второй семинар по церковному пению.

 

{gallery}seminar-penie{/gallery}


  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.