Осуждай себя и перестанешь осуждать других

 


«Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда

увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего».

(Мф.,7,5)

Привычка осуждать ближних весьма распространена среди всех людей. Трудно найти человека, который умел бы владеть своим языком: говорил бы то, что нужно говорить, и молчал о том, о чем нужно молчать. Вспомним Священное Писание Ветхий Завет. Когда Ной опьянел от вина и нагим лежал в шатре, туда вошел его сын Хам. Увидев состояние отца, Хам посмеялся над ним и рассказал об его немощи братьям. Не так отнеслись к состоянию отца Сим и Иафет. Они вошли, повернулись спиной, чтобы нечаянно не посмотреть на отца в его жалком состоянии, и поспешили покрыть его одеждою. Ими руководила любовь, у Хама, очевидно, ее не было.

И в нашей жизни по отношению к каждому невоздержанному и слабому человеку мы можем отнестись или как Хам, или как его братья. Мы можем осудить человека и спешить рассказывать о нем своим знакомым. Так будем мы подражать Хаму. Но мы могли бы пожалеть человека, скорбеть за него, молиться о нем или с любовью наедине вразумить его. Так мы могли бы покрыть его проступок своей любовью и подражать Симу и Иафету.

Однажды к прп. Пимену Великому пришли иноки и сказали, что в келье одного из братьев они видели женщину. Преподобный пошел с ними к брату. Войдя, он догадался, что брат спрятал женщину под пустой кадкой. Святой сел на кадку и предложил братии обыскать келью. Когда те ничего не нашли, Пимен дал им строгий выговор за напрасное осуждение брата и выслал вон из кельи. Когда братья ушли, он кротко и с любовью сказал согрешившему: «Подумай о душе своей, брат». Тот пал в ноги к старцу и просил простить его и с тех пор стал исправным иноком.

Прп. Пимен говорил, что «когда мы покрываем согрешения брата, Бог прикрывает наши согрешения…Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей. Распростри одежду свою над падающими и покрой его». Почему к греху осуждения так склонны все люди, и отчего он так легко усиливается во многих? Потому что начало, от которого он происходит, глубоко укоренилось в природе каждого из нас. Начало это - самолюбие. Вследствие повреждения нашей природы каждый из нас при рождении своем получает наклонность любить себя больше, чем Бога, и ближнего меньше, чем себя самого.

Когда мы осуждаем ближнего, мы унижаем его честь, черним его доброе имя. Осуждение другого свидетельствует о жестокости и черствости нашего сердца, об отсутствии в нем любви. Нас задели - и мы не можем, чтобы не обидеться, не поставить человеку на вид, не можем никак с собой справиться, чтобы свое неудовольствие, раздражение и осуждение утихомирить. Если бы в нашем сердце была Христова любовь, то мы всегда различали бы больного духовно (грешного) человека от самого греха - первопричины, отравившей человеческий род, начиная с Адама. Так разделял душу от греха апостол Павел, который говорил: «уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим., 7,17).

 

Чем отличается «осуждение» от «рассуждения»?

 

В Евангелии сказано: «Не судите да не судимы будете» (Мф., 7,1). Что значит «не судите»? Есть слово «осуждение» и есть слово «рассуждение». Чем отличается «осуждение» от «рассуждения»? Поскольку человек создан по образу и подобию Божию, то благодать и добро есть в каждом человеке. Но в каждой человеческой душе, начиная с грехопадения, укоренилось еще и зло. Например, страсть винопития или табакокурения. И когда вы говорите, что ваш родственник замечательный человек, но он страдает и мучается от этих страстей, и вы молите Господа, чтобы Он помог ему от этих пороков избавиться, - это рассуждение. Но когда вы говорите, что ваш муж - пьяница, пропоица, то образ Божий и зло вы соедините вместе и даете этому наименование в этой конкретной личности. Поэтому, если вы будете называть своего ближнего пьяницей и осуждать его, вы не сможете ему помочь. Поскольку при осуждении у человека в душе возникает внутреннее противление. Срабатывает психический механизм защиты, и человек вас уже не слышит. Смотрит на вас, улыбается, но думает о чем-то своем. Ближним надо говорить то, что они могут услышать! И очень важно помочь человеку раскрыть в себе образ Божий. Помочь ему благие устремления воплотить в дела, которые действительно принесут пользу. Хорошо, когда человек верующий. Но, как правило, для большинства верующих церковных людей такой проблемы не существует, потому что они видят главное, что нужно видеть в своей жизни - они видят свой собственный грех. Видеть свой собственный грех - в этом и заключается для нас проблема. А мы в большинстве случаев поступаем как лицемеры. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Мф., 7, 3), - говорит Спаситель в Нагорной проповеди. Только «вынув» свое «бревно», мы сможем помочь ближнему избавиться от его «соринки».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Не смешивай человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастье, болезнь, мечта бесовская, но сущность его образ Божий все-таки в нем остается». Кроме того, наше осуждение - это наличие в нас гордости - самого глубокого душевного порока, наиболее характерного для сатаны. Ни в коем случае никогда нельзя превозноситься, ставить себя выше другого. Если человек вдруг увидит, что кто-то хуже, чем он, ему надо с ужасом от этой мысли отшатнуться, потому что это глубокое заблуждение, это наш суд, человеческий. На самом деле неизвестно, кто перед Богом выше. Мы судим только по внешности, мы не можем знать жизнь человека, а видим лишь какой-то отдельный поступок, какую-то отдельную черту его характера или его жизни, и делаем вывод. И этот вывод в корне неправильный. Только Бог объективен, только Бог знает человека со всех сторон. Одному только Всеведущему свойственно знать все сокровенные изгибы сердца человеческого (1Кор., 2,10). Увидев Анну, мать Самуила, в скинии, первосвященник Илия посчитал ее пьяной на том основании, что лицо ее пылало и губы двигались, а слов она не произносила. Но это, как он сам после узнал, было в ней выражением пламенной молитвы (1 Цар., 1, 14-18). Преподобный Виталий Александрийский, живя в Александрии, днем нанимался на работу, а по ночам ходил в дома падших женщин. И все жители города считали его развратником. А между тем он заработанные деньги давал этим женщинам на пропитание, чтобы их предостеречь от греха. Андрея, Христа ради юродивого, жители города считали безумным, смеялись над ним. А он был великим угодником перед Богом.

 

«Мне отмщение и аз воздам».(Рим.,12,19)

Два человека вошли в храм - хороший и плохой. И плохой оказался более оправданным, чем так называемый хороший. Потому что он был хорошим только по внешности, а внутри, в глубине его души жили страсти: тщеславие, превозношение и гордость. Право судить людей принадлежит лишь одному Богу. «Мне отмщение и Аз воздам», - говорит Господь (Рим., 12, 19). И всякий, кто осмеливается судить других, присваивает себе право Бога, как бы возносит себя на Божий престол, считает себя способным произвести истинный суд. Здесь, кроме гордости, он проявляет третью язву своей души - скудоумие и умственное убожество. Осуждать, искать вину, учитывать всякую погрешность - все это занятия сатаны. Когда мы судим ближнего, вскрываем его недостатки и пороки, берем под подозрение его намерения или достоинства даже при совершении им добрых дел - мы подражаем сатане. Осуждение ближнего или только желание осудить свидетельствуют о том, что темное чувство свило себе гнездо в нашем сердце, что благодать Божия отошла от нас, а падший дух находится рядом. В подобном случае надо немедленно принести внутри своего сердца покаяние перед Богом и помолиться о спасении души человека, которого мы не любим. Осуждение в святоотеческой литературе считается одной из самых опасных страстей. Человек бессилен бороться против этой страсти до тех пор, пока он не начнет осуждать самого себя. Но чтобы осуждать себя, надо видеть свои грехи.

 

О суде человеческом (из писем свт. Николая Сербского)

«Вас судят и осуждают, и Вы страдаете из-за этого. Судили и осуждали и Господа, и Он страдал: «душа Моя скорбит смертельно, - сказал Он в Гефсиманском саду (Мф., 26, 38). Но человек остается тем, что он есть, а не тем, что говорят о нем люди. Говоря о других людях, человек на самом деле говорит о себе самом. Каждый день мы свидетельствуем о себе, хотя суд наш предназначен ближним. Зная об этом, апостол Павел говорит: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди…судия же мне - Господь» (1Кор., 4, 3-4). Апостол знал непостоянство суда человеческого и не принимал его всерьез. Он заповедует нам трепетать перед Судом Того, Кто знает истину о каждом человеке и будет судить истинно. А когда истинный Судия объявит Свой Суд, все суды человеческие обратятся в ничто. Не скорбите же из-за неправедного людского суда, но старайтесь угодить Богу и бойтесь истинного суда Божия».

 


  • (34384) 3-55-97, 3-55-98
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2024 Собор преподобного Максима Исповедника. All Rights Reserved. Разработка и дизайн сайта: Латышев Дмитрий

Please publish modules in offcanvas position.